Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Бывает ли в Церкви ересь?

В строгом смысле слова, нет. Ведь ересь — это учение, противное тому, которое принято в Церкви.

С другой стороны, возможна ошибка в силу незнания или просто недоразумение. Но как назвать человека, который публично и сознательно противопоставляет себя учению Церкви?

В группе "ВКонтакте" (vk.com/wall-49638731_36896) возникла дискуссия по вопросу о том, какой из двух учебников по догматическому богословию — дореволюционный митр. Макария (Булгакова) или современный о. Олега Давыденкова — предпочтителен в случае обнаружения между ними догматических разногласий.

Затянувшуюся дискуссию я, для удобства, резюмировал в одном сообщении, предоставив читателям самим ответить на вопрос, вызвавший спор. Сообщение было удалено модератором.

Привожу мой комментарий целиком (с незначительными изменениями).

«Модератором группы был выявлен факт разногласия по некоторому догматическому вопросу между трудом (А) митр. Макария (Булгакова) и трудом (Б) о. Олега Давыденкова.

Естественный вопрос: кто из них точнее? Ясно, что православный христианин ориентируется на мнение Церкви (любой иной подход есть, очевидно, ересь). Но как его найти? Тоже понятно, что мнение Церкви — согласие свв. отцов. Но в данном споре на него ссылка невозможна по той причине, что оба труда ссылаются на отцов. На этом этапе ответа на вопрос нет.

Далее. Сравниваем (А) и (Б).

Аргументы в пользу (А):

- одобрение духовной цензурой 19 века;

- использование в качестве уч. пособия для духовных школ в наше время;

- известные положительные отклики двух святых и некоторого количества авторитетных людей прошлого и настоящего;

- сан автора (митрополит).

Аргументы против (А):

- отсутствие _двойного_ одобрения Издат. Совета и Уч. Комитета РПЦ;

- известные отрицательные отклики двух святых и некоторого количества авторитетных людей прошлого и настоящего.

Аргументы в пользу (Б):

- наличие _двойного_ одобрения Издательского Совета и Учебного Комитета РПЦ;

- использование в качестве учебного пособия для духовных школ в наше время;

- степень доктора богословия его автора.

Аргументы против (Б):

- отрицательные отклики некоторого количества авторитетных людей настоящего.

Итак, какой из трудов, с бОльшим основанием, может претендовать на поддержку Церкви (которая есть ориентир в богословских вопросах для православного человека): труд (А) или труд (Б)?»

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем