Россия от Моби Дика до Ктулху: Роман Носиков о вечном страхе Запада
Отечественные либералы, провозглашающие себя интеллигенцией, часто уверяют нас в том, что Россия не интересна Западу. Что мы вторичны, что нет у нас главного — айфона.
На самом же деле Запад одержим Россией. Он испытывает к России неподдельную страсть, содержание которой может меняться от нежности и восторга до ненависти и ужаса, но накал почти никогда не снижается.
Даже статьи на тему «Ничтожная Россия слаба и ничтожна» или «Беспомощный Путин рычит от беспомощности» разоблачают себя тем, что главным их адресатом объявляется паникующее большинство, сомневающееся в верности курса, взятого элитами на укрощение России.
Культурный багаж
На моей памяти эта страсть меняла содержание несколько раз.
Тот страх, который я видел в голливудских фильмах 80-х годов о ядерной войне, о страшном нашествии красных, та ненависть, которую я видел во второй и третьей частях «Рэмбо», сменились сначала грубой лестью «Красной жары», а затем фамильярным и пошлым «экзотик Раша», куда можно было поехать за приключениями и дешевыми красивыми женщинами, как в Мексику или колониальную Индию.
«Экзотик Раша» длилась долго и мучительно. Параллельно с нашими отечественными «Фанатами», «Американ боями» и прочими вариантами попыток найти для себя новые идеалы и варианты счастья, которые все сводились к простому выбору — эмигрировать в одиночку. Хоть в коттедж за забором, хоть на виртуальную кухню.
Идея «жить по-русски» и отстраивать свою страну существовала только для невероятных извращенцев, которым было не стыдно признаться в том, что им нравится фильм «Любить по-русски» с тогда еще удачно имитировавшим вменяемость гражданином ДНР Никитой Джигурдой.
Но где-то с 2004 года Россия снова стала из экзотики с матрешками, калашниковыми, водкой и дикарями превращаться в нечто опасное. В то, что необходимо подчинить, усмирить, прекратить.
Сейчас Россия — уже не просто непокорное дикое Зло. Сейчас это нависающее над миром, угрожающее всему Древнее Проклятие, претендующее на уничтожение всего порядка вещей и установление невероятной по логике и чуждости власти.
Все это великолепие не может не быть узнано. Эти страхи и мании были описаны самими европейцами и стали неотъемлемой частью европейской культуры. Произведения, описывающие эти феномены, являются непременной частью культурного багажа европейца.
И уж если европейцы сами проделали за нас эту работу, то нам стоило быть хотя бы немного внимательными и благодарными этому культурному наследию.
Продолжение статьи riafan.ru/p/656465
Россия от Моби Дика до Ктулху: Роман Носиков о вечном страхе Запада
Запад испытывает к России неподдельную страсть, содержание которой может меняться от нежности и восторга до ненависти и ужаса. Чего же он боится?