40 ошибок новоначального христианина. (Часть 2.)
14. Ошибка думать, что в миру нет порядочных и интеллигентных людей.
Ещё хуже презирать неверующих, считая их всех безнравственными идиотами. К сожалению факт нравственного доминирования православных христиан в сравнении с неправославными людьми — не доказан. Среди неправославных людей есть очень много порядочных и интеллигентных людей.
Попробуйте быть лучше их.
Если вы не можете быть лучше их, то хотя бы не уступайте им в доброте и справедливости. Стыдно христианам, имеющим полноту благ Духа Святого, уступать атеистам, язычникам и иноверцам в элементарной нравственности.
15. Ошибка думать, что раз Бога нельзя назвать справедливым, значит и для нас справедливость факультативна.
Преп. Исаак Сирин говорил: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду.»
Есть категория людей, которые поступают несправедливо по отношению к ближним, оправдывая себя этими словами преп. Исаака Сирина.
Не вдаваясь в спор о словах, скажем, что Бог проявляет Своё милосердие не ко всем, а только к тем, кто сам милостив к ближним. Суд же без милости, есть справедливый суд. Он ждёт тех, кто поступает неправедно и не имеет милости. (См. Иак. 2:13).
16. Ошибка думать, что секс вне брака и до брака в христианстве терпим.
Да, людей, которые имеют сексуальную близость до брака или изменяют своим мужьям и жёнам, в христианстве никто не побивает камнями. Однако это вовсе не значит, что этот грех терпим и допустим.
Секс до брака называется прелюбодеянием, а вне законного брака — блудом. Церковные каноны предписывают за блуд отлучать от Причастия на 7-9 лет, за прелюбодеяние на 4-5 лет. Сейчас есть тенденция к смягчению этих норм. Однако это смягчение касается только (!!!) кающихся грешников.
Тем не менее, среди людей, считающих себя христианами есть много мужчин и женщин, которые НЕ считают отношения вне брака или до брака греховными. А зря.
Напрасно люди пытаются укрепить отношения за счёт секса… Чем больше они пытаются это сделать, тем быстрей разваливаются их отношения. Ведь «если Господь не созиждет дом, всуе труждается зиждущий». (Пс. 126:1). Бог не проклинает прелюбодеев, но незаметно уходит из их жизни. Они сделали свой выбор, показали своё отношение к Нему и Его закону. И Он оставляет их, чтобы однажды сказать им следующее:
«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22-23.)
Однако до тех пор, пока человек жив, он может покаяться в этом грехе. Важно только отметить, что истинное покаяние предполагает обязательное исповедание и оставление греха.
17. Ошибка думать, что грех прощается автоматически для тех, кто считает себя христианином.
До тех пор пока ты не оставил свой грех, — ты не покаялся.
Если ты думаешь, что покаялся, а сам снова вернулся к греху — ты не покаялся. Даже если ты поставил толстую свечку в храме. Даже если ты — спонсор храма. Даже если ты священник. Даже если ты был на исповеди или на приёме у архиерея. Потому что истинное покаяние — это исправление греха. Если ты своим грехом повредил кому-то из людей, разрушил чьи-то отношения — ты должен по возможности исправить то, что натворил. Если украл деньги -верни и прибавь к украденному что-то от себя. Если нахамил кому -то, извинись, попроси прощения. Будь готов прийти на помощь к этому человеку в трудную минуту.
18. Ошибка думать, что хамство, грубость и лицемерие — это мелочи, на которые Бог не обращает внимания.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. (См. Лк.16, 10). Поэтому – верность Богу чаще всего испытывается мелочами. И неверность кстати тоже.
19. Ошибка думать, что с верующими людьми можно вести себя грубо и поступать несправедливо. Дескать, они обязаны смиряться и терпеть.
Верующие люди обязаны смиряться перед Богом и терпеливо нести тот, крест, который Он им дал. А ты здесь при чём? Бог установил порядок, чтобы люди ради Христа смирялись перед теми, кто сам смиряется перед Богом. Только в этом случае смирение перед людьми не является идолопоклонством.
Есть вопрос административного подчинения и производственной дисциплины. Но это к религии не имеет никакого отношения.
Писание призывает всех нас к кротости, братолюбию и уступчивости друг перед другом. Если хочешь научить этому других, покажи пример!
20. Ошибка думать, что со мной все обязаны дружить.
Нет не обязаны. Истинная дружба во Христе — это дар от Бога.
«Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя». (Сир. 8: 22.)
Об этом же мы находим наставление у преп. Серафима Саровского:
«Что есть в сердце лучшего, того мы без надобности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего». (Преподобный Серафим Саровский)
«Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом». (Сир.37:1)
Не каждый, называющий себя другом, таковым является на самом деле. Даже мирская дружба имеет условия.
Господь наш Иисус Христос нас называет своих учеников друзьями, но только если они делают то, что Он заповедует им.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Ин.15:14-15)
Поэтому тот, кто хочет иметь друзей во Христе и сам должен исполнять заповеди Христовы и искать себе тех товарищей, которые тоже стремятся угождать Господу.
Приведём ещё три ценных цитаты о дружбе из св. Писания:
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». (Притч.18:25)
«Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему». (Сир.6:7)
«Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его». Сир.6:16
21. Ошибка стараться быть для всех «своим в доску», допуская двойные стандарты и лукавство в отношениях.
Величайший грех – это ложь. У дьявола есть особая «лицензия» на этот грех. Поэтому тот, кто живёт во лжи, тот есть раб дьявола. Тот, кто лжёт сам себе, есть самый преданный раб дьявола.
Всем не угодишь. Да это и не нужно. На суде перед Богом ты не будешь отвечать за всех. Но может так получиться, что Господь спросит тебя только за одного или двух человек. И ты можешь оказаться осуждённым за то, что соблазнил их своим поведением, оттолкнул от веры, не оказал ту помощь, которую должен был оказать в соответствии с той миссией, которую дал тебе Господь.
22. Ошибка думать что правду надо говорить даже в гестапо.
В жизни бывают случаи, когда невозможно сказать правду. В этой ситуации нужно научиться просто молчать. Если вам нужно обосновать своё молчание вы всегда можете сказать, что сейчас вы не можете предложить человеку ничего кроме молчания. Ближние могут на вас обидеться. С этим тяжело жить. Но подумайте о том, что если вы обманите их, или раскроете их тайны ваши отношения полностью разрушатся.
«Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; а как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его». (Сир.27:17-20.)
Обратите внимание: никто здесь не учит, что цель оправдывает средства и что в каких-то ситуациях надо лгать. Нет. Но в каких-то ситуациях можно не говорить правду, но и не лгать, а просто промолчать. Здесь могут быть исключения, например, если мы стыдимся исповедовать свою веру, то в этой ситуации — да, молчанием предаётся Бог.
Также, если мы свидетели и наше свидетельство может оправдать невиновного человека, но мы молчим, то тут мы наше молчание тоже предосудительно. На суде перед Богом нам придётся за это ответить. Есть много и других ситуаций с разными нюансами. В каждой из них нужно слушать свою совесть, если нет рядом верного христианина, у которого можно спросить, как поступать.
23. Ошибка стараться всегда быть в центре внимания.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте то, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?»
Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают. Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют».
24. Ошибка думать, что верующих можно не благодарить. Дескать, люди и так обязаны оказывать вам услуги, не ожидая благодарности от вас.
«Доброе слово и кошке приятно». От того, что вы кого-то отблагодарите у вас язык не отсохнет и не отвалится. Кроме того, неблагодарность, это явный признак гордости. Да. Христиане по Писанию обязаны служить ближним, оказывая им какие-то услуги. Однако ни в одном Писании не сказано, что эти услуги должны быть оказаны именно вам. Верный христианин имеет право выбирать, кому он хочет оказать услугу. Если вы не умеете проявлять благодарность, скорей всего с вами никто не захочет иметь никаких дел.
25. Ошибка думать, что благодарить нужно только тогда, когда у нас всё хорошо.
Верующий человек умеет благодарить не только за радости, но и за горькие уроки. Благодарность — это первая ступень духовного роста. Не случайно главное таинство Церкви, таинство Причащения называют таинством Евхаристии, то есть благодарности.
Мирские люди умеют благодарить тогда, когда их тоже благодарят. Это делает их благодарность очень условной. Верующие умеют благодарить «ради Христа.» Христос сделал для нас во много раз больше, чем мы можем сделать для других людей, не так ли? А раз так, давайте выразим Ему нашу благодарность творением добра другим людям.
26. Ошибка думать, что приходя на чужой приход к малознакомым людям, вы имеете право их учить и исправлять.
«В чужой монастырь со своим уставом не приходят». Вне зависимости от того, насколько вы церковный человек — уважайте чужие традиции. Тогда вы можете рассчитывать на то, что традиции вашего братства, прихода, общины тоже будут уважать.
В гостях ведите себя скромно, не стройте из себя эксперта. Если вам предложили только воду, примите это как воду от Бога. Помните, что «даренному коню в зубы не смотрят».
Вы можете включиться в исправление каких-то обычаев на чужом приходе только тогда, когда вас об этом специально попросят. Исключением из этого правила может быть ситуация, при которой православные христиане совершают что-то действительно противозаконное, нарушают какие-то каноны Церкви или проповедуют ересь. В этом случае необходимо прямо и безбоязненно противостоять нарушителям, обличая их в уклонении от истины и единства во Христе.
27. Ошибка считать себя посланным свыше для исправления других.
Господь посылает своих пророков для исправления других в психиатрическую клинику. Если вам «не туда», займитесь исправлением себя. Разным людям даны разные условия для исправления. Кому-то не дано разбогатеть, кто-то всю жизнь будет бороться с алкоголизмом, но так и не победит свою страсть до конца. Вы не знаете пределов возможности другого человека, поэтому легко можете иметь погрешительное суждение о том, что и как он должен делать. Да и себя вы до конца не знаете. При упорном критиканстве вы рискуете лишиться своих преимуществ. Если Господь захочет, чтоб вы смирились Он может попустить вам оказаться скованным болезнью, которая сделает вас рассеянным, бестолковым неряхой, тормозом, который не может справиться с рукоблудием или игровой зависимостью.
В некоторых ситуациях критика допустима. Но придираться по любому поводу не стоит. Вместо этого предлагайте конструктивные решения проблем. Помните поговорку:
«Критикуя — предлагай, предлагая — исполняй!» Если вы так не можете, лучше промолчать. Придирки, жалобы, истерики — самый простой способ разрушить отношения. Особенно, если они еще и публичные.
28. Ошибка позволять себе опаздывать.
Не опаздывайте на службы, на совместные встречи и беседы. Даже если вы — «главный по тарелочкам». Даже если вы вообще патриарх всего вашего микрорайона.
Когда человек опаздывает первый раз… Ну, ладно… такое бывает с каждым. Если этот человек опаздывает второй раз… Это можно толковать как странное совпадение. Ладно… И это бывает. Но когда человек опаздывает в третий раз, это уже тенденция. А четвёртое опоздание — это закон! Человек, который постоянно опаздывает — дурно воспитан. Даже в светской среде опоздания считаются проявлением крайнего неуважения к тем, кто ждёт. Для христиан это вообще должно быть неприемлемо. Ведь христианство — это школа любви. А любовь начинается с уважения.
Продолжение
Иерей Александр Пермяков
Калининград