«Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым»
«Человек, отвергающий страдания за веру,
не может называться учеником Христовым»
Священник Олег Булычев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):
— На примере подвига святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии можно увидеть, насколько далеко многие современные христиане отошли от истинного понимания смысла страданий, значения скорбей в жизни верующего во Христа. Если первые христиане жили в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за Господа, соответственным образом и детей своих воспитывали, то мы, убаюканные отсутствием больших гонений, часто пытаемся договориться с миром, стараемся даже в чем-то от него не отставать.
Но земная жизнь не может не быть скорбной, скорби и страдания есть ее необходимейшие условия (Быт. 3, 16-19). Тем более это касается христиан, которых мир ненавидит (Ин., 15, 19) и постоянно испытывает на прочность их веру, подвергая их гонениям в той или иной форме. Всякий христианин должен знать и быть готовым к тому, что для сего суетного мира он чужой, «не от мира сего» (Ин., 17, 16). Ведь «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 16).
«
Агнец и волк никогда не договорятся.
Христианину необходимо, не навязывая никому, но и не скрываясь, нести по жизни принципы своей веры
»
Поэтому не надо надеяться на понимание и снисхождение со стороны сынов мира сего. Агнец и волк никогда не договорятся. Христианину необходимо дерзновенно и твердо, не навязывая никому, но и не скрываясь, нести по жизни принципы своей веры. Как можно кого-то бояться, стыдиться или унывать, если за тобой стоит Самый Сильный, Который хочет быть другом для всякого верующего в Него (Ин., 15, 14)! Поэтому один христианин среди толпы не ведающих Истины Христовой людей — это Гулливер в стране лилипутов.
Надо не обижаться на этих несчастных людей, которые позволяют себе иронизировать или даже глумиться над нашей верой. Надо повторять вслед за Господом: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк., 23, 34). Этих людей нужно искренне пожалеть и снизойти, ведь они жертвы собственной духовной слепоты, которая выставляет их глупцами в глазах людей, просвещенных Премудростью Божией. По степени их духовного развития они еще младенцы. А на детей за их нелепости и немощь не обижаются и в любви им не отказывают.
Христианин же, пытающийся быть своим для людей, смотрящих свысока на его веру, старающийся поменьше выделяться своими убеждениями, ничем не лучше этих своих противников. Просто возникает вопрос, зачем ему вообще при таком образе поведения придерживаться христианских убеждений? К сожалению, среди современных православных немало тех, кто скорби и страдания воспринимает как нечто ненормальное и неприемлемое, как нечто, от чего необходимо поскорее избавиться.
«
Скорби, гонения и лишения есть соль жизни христианина
»
Но ведь скорби, гонения и лишения есть соль жизни христианина, неотъемлемое составляющее его следования за Христом, его крест. Человек, отвергающий страдания за веру, не может называться учеником Христовым. Об этом сказал Господь: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф., 10, 38). Об этом же свидетельствует и народная поговорка: «У кого нет скорбей, того забыл Бог».
Чтобы с достоинством претерпевать все случающееся в жизни, необходимо иметь правильный взгляд на значение и смысл страданий. Святые отцы всегда горячо благодарили Бога за них. Потому что знали и понимали, что через скорби действует десница Божия, исцеляющая ими душу от тлетворных страстей.
Бог знает наши возможности — и больше, чем мы можем понести, не пошлет нам испытаний. Ежедневное претерпевание даже небольших скорбей, от родных или от коллег по работе, делает человека способным мужественно встретить и гонения за веру. Прячась же от скорбей за комфортной жизнью, человек, не подтвердивший свою веру в обыденной жизни, в быту, легко отречется от нее при наступлении малейшей угрозы для его жизни или здоровья.
Стояния за веру христианских мучеников и духовный опыт преподобных отцов учат, что страдания за веру не надо воспринимать как именно страдание, скорбь, лишение чего-либо. «Скорби же, и притеснения, и гонения — не несчастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божии… Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога» (преп. Георгий, Затворник Задонский). Жизнь постоянно доказывает, что часто то, что мы воспринимаем как трагедию или несчастье, смиряющее нас даже и без нашего желания, в итоге приводит к большому благу. Скорбями посещает нас Сам Господь, поэтому мы должны радоваться Его вниманию к нам, подражая в этом святым мученикам, а не роптать и отчаиваться, прогоняя Его этим от себя.
Предки наши, наученные Православием, знали, как надо правильно относиться к скорбям. Свой полезный опыт, отражающийся в известных нам поговорках, они передали нам: «Что Бог ни делает, все к лучшему», «Собака лает, караван идет». Как это созвучно со святоотеческим учением! Многим из нас пригодится в жизни прекрасный пример правильного отношения к скорбям и лишениям, описанный в Древнем патерике. Один старец предложил ученику своему научиться истинному терпению скорбей у каменной статуи. Та бесстрастно взирала и никак не реагировала ни на похвалы, ни на оскорбления и унижения, которым подвергал ее по совету старца ученик.
Так и мы не будем пристращаться к страданиям, роптать и унывать. Ведь часто в обличье скорбей приходит к нам благо Божие, на которое в других бы обстоятельствах мы бы и не обратили внимания. Главное, чтоб не постыдиться нам Господа своего перед этим миром прелюбодейным, иначе постыдится Он нас, когда придет судить этот мир (Мк., 8, 38)!