О смертном грехе сребролюбия
Святые отцы о смертном грехе сребролюбия(любостяжательности)
1. «Не говори, что имеешь нужду собирать для нищих, чтоб чрез помощь им получить Царствие, ибо Царствие можно купить и за две лепты.Начинается сребролюбие предположением раздаяния милостыни." (Святой преподобный Иоанн Лествичник)
2. «Богатство необходимо для детей и это — благовидный предлог любостяжательности; ссылаетесь на детей, а удовлетворяете собственному сердцу.Не вини невинного; у него свой есть Владыка, свой Домостроитель; от другого получил он жизнь, от Него ожидает средств к жизни". (святой Василий Великий, святитель Христов).
3. "Всего безопаснее человек неимущий. Не смешивай богатства своего с чужими слезами." (святой Григорий Богослов, святитель Христов)
4. «Тот, кто вожделевает денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы ничего совершенно не имел.» (святой Симеон Новый Богослов)
5.«Эта болезнь никому не должна казаться маловажной, какой можно пренебрегать. Сребролюбие ищет оправдания в надежде на долгую жизнь, преклонную старость, разные и продолжительные немощи, которые не могут быть переносимы в старости, если в молодости не будет заготовлено побольше денег. От таких рассуждений становится жалкой душа, связанная змеиными узами. Если потеряет надежду на прибыль, то не побоится нарушить честность и смирение." (Святой преподобный Иоанн Римлянин)
6. «Сребролюбие вымышляет так много причин и извинений, что их исчислить невозможно. Из-за этих-то причин трудно войти в Царство Небесное. Сатана, враг душ человеческих, предлагает человеку мысли о прихотях и в них запутывает его: как, дескать, хорошо и приятно веселиться, то и то делать, тем и тем себя утешать, в гости ездить и гостей принимать. Так замышляет супостат, чтобы человек этот мир за свое отечество и рай считал, а о будущем блаженстве забыл бы и так бы погиб; чтобы также он ко всякой неправде и обидам бедных людей, чему роскошь учит, стремился и так скорее, запутавшись во зле, погиб. Такова его хитрость и замысел! Сильная и действительная диавольская уда есть роскошь, которая уловляет христианские души и влечет за собой в вечную гибель. ». (Святой Тихон Задонский, святитель Христов)
7."Не думай, что только имение золота или серебра есть сребролюбие, но если и к чему привязан помысл. Поверил евангельский юноша(имевший имение большое), что сказанное ему Господом есть истина, потому и отошел скорбя, не в силах будучи исполнить. Ибо много есть таких, которые веруют словам Писания, но изнемогают в исполнении написанного." (священномученик Пётр Дамаскин)
8. "Сребролюбие препятствует видеть вещи, каковы они сами в себе, и представляет их в другом виде. Страсть сребролюбия сильнее и неистовее других и может причинить более скорби, не потому только, что жжёт сильнейшим огнём, но и потому, что не поддаётся никакому облегчению и упорнее других.Я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, а между тем так жадны к деньгам, как ростовщики.С сребролюбцами нельзя примириться и при посредстве смерти. Я готов скорее иметь дело с тысячей бесноватых, чем с одним сребролюбцем." (святой Иоанн Златоуст, святитель Христов)
9. «Можно видеть, что и при целомудрии вторгается сребролюбие, при вере, при хранении Таинств, при воздержании и смиренномудрии и при всем подобном бывает это тяжкое и непреоборимое приражение зла. Поэтому некоторые воздержные, целомудренные, пламенеющие верой, люди строгого образа жизни, со скромными нравами, не в состоянии бывают противостоять только этой болезни сребролюбия. Где ни появится это зло, оно, как болезнь, необходимо влечет за собою свои дурные последствия. Решившиеся иметь изнеженный стол необходимо вовлекаются в постройку великолепных зданий и издерживают много средств на просторные дома и изысканное украшение их; при этом заботятся о красоте одров, убирая их цветными и всячески испещренными коврами; делают очень дорогие серебряные столы — одни гладко отполированные, другие изукрашенные резьбою, так, чтобы служили им для гортани и насыщали взор изображенными на них картинами.». (святой Григорий Нисский, святитель Христов)
10."Сребролюбие – корень всякому злу. Сребролюбцы, как тати, чрезвычайно боятся, как бы не узнали и не сказали другие, что они богаты, – и точно они тати(воры), потому что похищают дары Божии у бедных. Они обижаются и раздражаются, когда напоминаешь им о полноте их денежного кошелька.Диавол мир держит в своих сетях через сребролюбие.Есть други и приятели, но только до тех пор, пока дело не коснулось их выгоды; как коснулось, тотчас из друзей они делаются чужими тебе, потому что между тобой и ими становится другой, могучий друг – деньги, хотя бездушный и хладный, охлаждающий весь пыл их прежней любви к тебе.Давай бедным, не высчитывай скупым и лукавым сердцем суммы, им подаваемой. Давай, как говорится, завязавши глаза. Боже мой, до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни! Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, надмение сатанинское! О, стыд наш!" (святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец)
11. «Преданные сребролюбию не чувствуют его зловония, а если бы отстали, то почувствовали бы. Есть бес сребролюбия, который часто принимает лицемерный образ смирения. Какая польза, если кто даже смиряется и соблюдает посты, но при этом сребролюбив, любостяжателен и, будучи привязан к земле, вводит в свою душу мать всех зол - сребролюбие? Удивляюсь тем, кто не пренебрегает деньгами. Если бы даже не было диавола, если бы никто не работал против нас, и в таком случае бесчисленные пути отовсюду ведут сребролюбца в геенну. Если бы мы и были добродетельными во всех отношениях, эта страсть истребляет все эти добродетели.» (святой Иоанн Златоуст, святитель Христов).
12. "Берегись язвы сребролюбия, которая и душу и тело навечно умерщвляет (1 Кор.6, 10; Еф.5, 5), и осматривайся, нет ли ее в тебе, поскольку она сокровенна. Блудная похоть и страсть к пьянству видны, а сребролюбцем никто еще себя не называл. " (святой Тихон Задонский, святитель Христов)
13. "Многие носят часы на толстых золотых цепочках — начнем с этого — не из-за часов, а из-за людей: чтобы видели, какие у них есть драгоценности! Многие держат холеных коней и великолепные экипажи не потому, что им необходимо много ездить, а на удивление народу и на зависть врагам! О, сто раз жалки те, кому бессловесные лошади и мёртвые колеса поднимают авторитет! " (Святой Николай Сербский, святитель Христов)
14. "Сребролюбец хотя слышит слова Господа, что "удобнее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату внити в Царствие Божие" (Мф, 19:24), но ни во что вменяя Царствие вечное, вожделевает земного богатства. Сребролюбие на классы разбило народ и разлучило друзей." (святой Григорий Палама, святитель Христов)
15."Велика власть богатства и вообще денег над сердцем человека! Тяжело расставаться скупому со своими рублями! Скорбит его сердце, когда отдает он их. Скажите ему, что богатством своим он может купить небо – он променяет небо на деньги. Господи! Помилуй нас!" (святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец)
16. "Сребролюбие подобно какой-то женщине зверообразной, дышащей пламенем; вместо волос на голове ее тысячи змей, непрестанно шипящих и извергающих смертоносный яд, и тысячи у неё рук, снабженных когтями, которыми одних терзает, в других бросает стрелы, и тысячи также уст, потому что не угрожает и не клевещет только, но и льстит, и раболепно беседует, и ложно клянется, и для глупых прибытков вымышляет тысячи предлогов». (святой преподобный Исидор Пелусиот)
17. «Возненавидь серебро; для него князи гибли в бранях. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы змиев.» (святой преподобный Ефрем Сирин)
18. «Мне в вас очень не нравятся мелочные расчеты в деньгах.Где сребролюбие имеет власть над нами, там всякую копейку считаем.» (Святой преподобный Макарий Оптинский)
19. "Сребролюбец всё время копит, во всем себя ограничивает, а в итоге на все свои сбережения покупает себе место в аду." (Святой преподобный Паисий Святогорец)
20. "Хотя бы мы в остальных отношениях и были добродетельны, богатство истребляет все эти добродетели. Вот почему не насытится око зрением, и сребролюбец не довольствуется тем, что получает. Ад не скажет: «довольно!, и любостяжательный никогда не говорит: «Довольно». (святой Василий Великий, святитель Христов)
21. "Если дашь ты что взаймы ближнему и не потребуешь это обратно, то действуешь в естестве Иисуса; если же потребуешь возвращения, то поступишь по естеству человеческому." (Преподобный Авва Исайя Отшельник)
22. "Знаю многих, которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого гроша теснимым нуждой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие." (святитель Василий Великий)
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник