
О некоторых развлечениях на Святой Руси
"В гостиницу ходила ли блуда ради?" - О некоторых развлечениях на Руси: злой московит
До нашего времени дошел замечательный источник для изучения жизни русских людей в Средние века: их быта, социальных и семейных отношений, воззрений и этических норм. Это исповедные тексты, сохранившие вопросы, которые задавали духовники кающимся. В вопросниках подробно рассматривались все стороны жизни средневековых людей: мужчин и женщин, священников и монашествующих, детей и вельмож.
Так, еще в текстах XIV-XV столетий встречался сюжет о содержании питейных заведений: "В корчме упиваешься или варишь корчму". Вопрос как будто состоит из двух частей: в первой говорится о пьянстве кающегося, во второй - о неподобающем промысле.
Действительно, слово "корчма" имеет разные значения. В первом случае это заведение, двор, на котором продают хмельные напитки; во втором случае - сам хмельной напиток. Выражение "варить корчму", означающее "изготавливать крепкие хмельные напитки", встречается в этом значении и в других текстах XVI-XVII веков. В середине XVI века появляются исповедные тексты, в которых у кающегося спрашивается, не "корчемник" ли он без всяких уточнений.
Представление о корчме как нечистом, греховном заведении постепенно развивается: если в более ранних текстах осуждалось только содержание корчмы, то к концу XVI века порицаются не только владельцы, но и посетители питейных заведений.
Резко отрицательное отношение церкви к владельцам питейных заведений выразилось в относительно тяжелой епитимье, полагавшейся за "варку корчмы", - от полугода до года поста (правда, в текстах XVI-XVII веков епитимьи за содержание корчмы отсутствуют).
Любопытна еще одна статья, говорящая о содержании корчмы: "Корчму или блядню собрания ради богатьства не держал ли". Тут "корчма" приближается уже не к постоялому двору, а к заведению куда более низкого толка. Вопрос адресовался как мужчинам, так и женщинам; следовательно, владельцами подобных прибыльных предприятий могли быть также и женщины.
В другом тексте, известном по единственному списку второй половины XVI века, у женщины спрашивается, не держала ли она "на корчми блудниц" - еще одна статья дохода для владелицы питейного заведения. В том же смысле порой употреблялись слова "гостиница", "сонмище": "В гостиницу ходила ли еси блуда ради", "В сонмищи бывши над блудницею", - спрашивали духовники у кающихся.
Итак, в XVI веке на Руси не только существовала проституция, но и специальные заведения, хозяева которых получали доход с содержания "блудниц". Подчеркнем, что таким содержателем мог быть как мужчина, так и женщина и даже монахиня.
В вопроснике конца XVI столетия, обращенном к монахиням, читаем: "Не держиши ли у себе сходу блудником и блудницам. Не советуеши ли с кем о блуде и от того у них мзды приемлиши".
В тексте конца XV века читаем: "От блуда мзду давал, с кем хотя быти, или девицу растли, пост год". С этого времени в разных текстах начинают часто встречаться вопросы, говорящие о "сонмищах" и "гостиницах", выступающих в роли публичных домов.
"На блуд жены или девицы или отрока не пустил ли", - спрашивали у кающегося по вопроснику из печатного требника. Посетителями "сонмищ" могли быть как мужчины, так и женщины. В некоторых текстах уточняется статус тех, кто содержится в "сонмищах": "молодые", "блудники и блудницы", "вдовы и блудные", причем вдовы выступают в качестве основного контингента "сонмищ". Из этого можно сделать выводы о реальном положении русской женщины в средние века и о том, какая участь могла ожидать ее в случае вдовства.
Отдельно следует обратить внимание на употребление термина "гостиница". Гостиницы упоминались уже в Изборнике 1073 года, в Уставе Владимира и в Слове Даниила Заточника; это слово являлось переводом соответствующего греческого термина.
И в Изборнике 1073 года, и в Слове Даниила Заточника гостиница упоминается с резкой негативной оценкой: злая жена сравнивается с "гостиницей неуповаемой", "неусыпаемой" или "несъпасьной". Последний термин может считаться переводом греческого выражения, означающего дом разврата. В исповедных текстах основное значение слова "гостиница" - постоялый двор; однако некоторые из постоялых дворов могли заслуженно пользоваться дурной славой.
Епитимьи за посещение "сонмищ" значительно отличаются. Чаще всего встречается епитимья в размере 12 недель поста. В одном из списков находим епитимью 12 дней, но это, по всей видимости, ошибка переписчика.
Однако в другом тексте XVI века за поход в публичный дом положен год поста, что никак не может быть ошибкой, а говорит о сознательном ужесточении наказания. Еще больше ужесточена епитимья в тексте, созданном в Кирилло-Белозерском монастыре в XV веке, в котором наказание за блуд с блудницами измеряется двумя годами поста.
По материалам: Корогодина М.В. Корчемный прикуп. Как в XVI веке относились к "неправедным доходам".
Рисунок Александра Кухтерина
#Россия_16_17вв@zloi_moscovit
31K просмотров
Гасфар Хорди
Все как у людей!
1 авг в 17:30
Ответить
Ещё
17
Олег Кузнецов
Гасфар, да, у ых, у лЮДей
2 авг в 9:51
ОтветитьЕщё
Показать все комментарии
Комментарий
Dirk Digler
Есть же и другой грех содомский, если с женою лежать и в афедрон блудить, это противоестественно, это — великое беззаконие, и несытное согрешение, и богоотметное. О сем кончаем ответ держать, отраднее будет Содом и Гоморру в день страшный [вспомнить] — так же и отлучатся три года по 200 поклонов.
Многие есть, которые со своими женами нелепство сотворяют в задний проход, или обычаем злым, или в [под]питии. — От года [епитимья].
2. «А се вопрос женам...» В задний проход или сзади со своим мужем?
Если со своею женою в афедрон, сказать, в задний проход, или в пьянстве, епитимьи — год.
Или со своим ближником, или с мужним, или на мужнюю женку взлазила, или со своим мужем в задний проход сблудила, пост — 40 дни.
8. Из «Исповедания попом и дьяконом» Или со своею женою нелепо как блудил, или сзади, или в задний проход?
"Согрешила в клятве и преступила <...>, отче, в помышлениях блудных. Во сне и в яви. И в блуде с ближними в роду, и с мирскими людьми, и ручным блудом многажды, во свою плоть блудила до истицания похоти, и давала блудити сзади, и в задний проход, и, на мужа взлезая, блудила. И всяким содомским блудом блудила, и давала многим за грудь ласкать. И млеко из грудей давала сосать ради любви и чтобы меня любили. И тайные уды многажды целовала у разных мужей и у жен, а им у себя тако же повелевала, и язык мой мужем в рот вдевала, а им у себя тако же повелевала против [моего], и в лоно язык вдевать [повелевала], и с подругами блудила до истицания похоти, и на них взлезала, и на себя пускала, и целовала, и за груди ласкать [давала], и всякий содомский грех творила во всей жизни моей"
"— с женами сзади блуд творил, и паки в задний проход, и со блудницами, и со своею женою безчисленно, и на себя жену пускал волею и всяким приближением <...>;"
"— блуд творила в сродстве моем, и ходила к ворожеям, и к себе приводила, и приношения от них принимала, ядения и пития. И наузы на себе носила, и осязание своими руками тайных уд у своего мужа и у чужих, и целовала их, и у себя так же повелевала. И со ближним в роду в любодеянии и в прелюбодеянии блудила всяким содомским блудом, на них взлазила и на себя впускала, и созади давала, и в задний проход давала, и язык в рот вдевала, и во свое лоно язык влагать давала, и у них тако же творила. Из грудей молоко сосать давала, и в тайные уды целовала, и им тако же давала, и со своим мужем, и с чужим тако же творила, окаянная;"
"— в любодеянии и в прелюбодеянии с женами, и содомский с ними в задний проход блуд сотворил, и с девицами, и с инокинями;"
Популярное видео
-
ЧТО ЖДЕТ ХРИСТИАНСКИЙ МИР? ГОНЕНИЯ НА УКРАИНЕ И ЭЛЕКТРОННОЕ РАБСТВО. ВЗГЛЯД ОТЦА ОЛЕГА СТЕНЯЕВА
Громовы Валерий и Людмила · 719 просмотров -
06:16
Радуйся Невесто Неневесная
Владимир · 1543 просмотра -
03:58
1
Наталья Чиж · 1814 просмотров








