Православно-Державный календарь
«Достопамятные дни России»
старый ст. / новый ст.
-------------- / --------------------
18 марта / 31 марта
- 1584 г. † Царь Иоанн IV Грозный
Царствовал с 1533 г. по 1584 г.
Русский народ, чуткий и отзывчивый, оценил, тяжелые условия, в которых царствовал Иоанн, а поэтому не дал ему названия Кровожадного или Жестокого, а прозвал только Грозным для врагов Отечества, так же как и его великого деда - Иоанна III. Однако правление Иоанна IV Васильевича, первого Великого Князя, официально помазанного на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепившего преемственность от Византийского Второго Рима, врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно: "Ужасный", хотя "Грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.
Он не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал России учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, рассуждая об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно — его сану. Не мни праведно на человека возъярився, Богу приразится, инобо человеческое есть, аще и порфиру носит, ино же Божественное».
В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злых, для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле.
Все европейские соседи, по мнению Ивана IV, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.
Не на народном суверенитете основал он свою власть, не на многомятежного человечества хотении, а на том, что «искра благочестия дойде и до Русского царства. Самодержавства нашего начало от святаго Владимира, Владимира Мономаха, и даже дойде и до нас, смиренных, скипетродержавие русского царства».
В силу Промысла Божьего, сделавшего его потомком первых самодержцев, правит Иван IV своим царством. Верховная власть принадлежит не народу, а той Высшей силе, которая указывает цели жизни человеческой.
Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение, подвиг, а не привилегия. Монарх — лишь выразитель веры народа, а не представитель его воли.
Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии как о власти, обязанной собственному праву по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия до Русского Царства и скипетродержавие до нас, смиренных», и не опирающейся на «многомятежного человечества хотение», оставалось основой русского права вплоть до 1917 г.
На сегодня известно об идущем еще с XVII века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Однако этого первого Божьего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры - Петр I, Александр III, и его сын святой Царь-мученик Николай II с Царицей Александрой Федоровной.
Император Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания. По повелению Императора Александра III в 1882 году была обновлена икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. На ней мы читаем такую надпись: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Иоаннъ Василiевичъ, Всея Великiя Россiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».
Митрополит Дионисий постриг Царя пред самою его смертью в монашество под именем Ионы.
Царь-мученик Николай II с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых.