Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Красногорский район в прежней, дореволюционной, почти тысячелетней истории Брянщины был мало чем примечательным. Но в истории юго-запада Брянской области 20 века земли нынешней Красной, а некогда Поповой Горы, они отмечены как место ожесточенных боев с фашистскими войсками в 1942 году. Бои происходили на территории Белоруссии, территория которой начинается почти в 15 километрах отсюда. В красногорском районе располагаются единственные в России места Зоны отчуждения, получившие максимальное облучение вследствие катастрофы в Чернобыле.

Земли Красногорщины до революции принадлежали крупным землевладельцам Малороссии, таким как семейство Ширай, графа Безбородко. Первый собор в деревне Медведи, бывшей в начале 18 века одним из крупных поселений наших мест, был построен в 1736 году. Через 60 лет деревянная церковь была заменена каменным строением. Владельцем Медведей был граф Гудович. Нынешнее здание церкви возведено в 1908 – 1912 годах на средства развернувшего в этих местах сельскохозяйственные и промышленные производства, как тогда говорили «заводы», князя Баратова.

Храм строился в главенствующем в эпоху Николая Второго стиле – в духе тяжеловесных обстоятельных строений 17 века. Иногда этот архитектурный стиль называется «русско-византийским». План церкви имеет крестообразную форму. Верх был украшен пятью купольными главами и ярусной колокольней. По размерам и пропорциям Покровский храм в Медведях похож на наш, клинцовский Петро-Павловский храм. Такой же трехпрестольный, такие же арки, из паперти также идет лестница на хоры и колокольню.

Храм построен из красного кирпича и оштукатурен снаружи не был. И почти в таком состоянии этот храм находится сегодня, в каком был наш собор к 1991 году, когда он был возвращен верующим. Разобраны верхние ярусы колокольни, четыре малые главки куполов, центральный купол. Но в целом состояние храма неплохое. Например, большая Никольская церковь в Казаричах, памятник эпохи классицизма, располагающаяся в 25 километрах от Медведей на берегу Ипути, находится в состоянии намного худшем.

Местные жители, чьи предки охотно распрощались с Православием в 20-ые годы, память о прошлом села хранят. В сельском музее, расположенном в клубе, хранятся старинные фотографии, на которых запечатлено село в дореволюционные годы. Мощный, крупный храм Покрова был гордостью обитателей этих мест. Отношение ко храму и сегодня серьезное и благоговейное. Он заперт, прохода праздным хулиганам туда нет. Говорят, что сохранилось многое из церковной утвари, иконы. На широкой, добротного бордового кирпича церковной стене свил свое гнездо аист.

В лесах зоны отчуждения развелось очень много дичи. Район села Заборье в сторону Белоруссии за годы с 1986-го превратился в настоящий заповедник, этакий рай для зверей. Сюда на охоту приезжают гости из Москвы и других больших городов. Лоси, бобры, множество диковинной птицы. Даже медведи, именем которых было названо в начале 18 века это село. В реке Судости, протекающей по зоне отчуждения, много рыбы.

Медведи же село, которое никак нельзя назвать заброшенным или запущенным. Жизнь в селе кипит, ведутся какие-то ремонтные работы, проложен газ. Местное СПК, бывший колхоз, нормально ведет хозяйство. И люди совсем не «старик со старухой». Село находится в очень живописном месте. С высоты видны заливные луга, стройные леса.

Храм стоит возродить как память о беде, о трагедии этих мест. Можно сказать, не побоявшись высокопарных слов, о трагедии всего 20 века. Века борьбы с Богом, века споров людских амбиций, обернувшихся Войной, унесшей более 50 миллионов жизней, века торжества науки, закончившегося бунтом атома в Чернобыле.