Память Святого Григория Паламы
Предисловие:
Во второе воскресение Великого Поста Церковь прославляет Григория Паламу (1296-1359), архиепископа Фессалонийского, чудотворца, заверяя: путь к озарению один – пост, молитва, покаяние.
Некто предстал Пимену и толковал о высоком. Авва молчал. Старца спросили: “Почему ты не ответил?” Тот вздохнул: “Он вещает небесное, а я твержу о земном”.
Память Святого Григория Паламы
Константин (К): Отец Григорий прояснил небесное. Как совместить высокое с земным?
Александр (А): Надо бы отвечать словами его творений.
Через неделю. В гостях у Константина.
А: Представь: вселенная, но не во мраке, а пронизанная золотистыми
лучами. Мчатся галактики, звезды, туманности. Вот Земля,
внедряемся в нее, постепенно различаем крупные молекулы.
Вдруг все исчезает. Мы в микромире (фон тот же).
Смотри! Частицы – это клубочки полей, а материя - сгусток
разряженного… ничего.
Боже! Что происходит?
Медленно проявляется икона человека в облачениях епископа.
- Господи Иисусе Христе, слава Тебе! Гость превратился в монаха,
пригладил волосы.
К: Вы Григорий Палама? Но ведь до сих пор все происходило в нашем
воображении…
- Да. Здравствуйте. Вы слишком увлеклись. Итак, в чем затруднение?
А: Добрый день… Как изложить суть Вашего богословия и соотнести
вышнее с земным?
- “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного
Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Какова цель жизни? - стяжание благодати Святого Духа:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце
человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это
Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии”.
А: … Вы ответили на вопрос.
- В 4 веке Аэций (столп аномейства, противник единосущия) изыскав
логический метод, заявлял, что знает Бога так, как не знает себя.
Его приемник Евномий проповедовал, что можно выразить
Божественную Сущность понятиями, в которых Она открывается
миру. А цель и содержание веры заключаются в процессе поиска и
осмысления Божественных имен.
Критика указанных измышлений и разработка (не создание: подобные
представления бытовали с первых веков) учения о непостижимости
Бога в Сущности и познаваемости Его в действиях принадлежит
Великим Каппадокийцам.
Григорий Богослов: “Бог будет ограничен, если охватывается мыслью”;
Василий Великий: “Мы познаем Бога в действиях (энергиях), не касаясь Тайн Природы”;
Григорий Нисский: “ Постигнуть Сущность разум не может, но осознает действия Божии”.
Вслед за названными святыми спор блистательно завершил Иоанн Златоуст. Пресвятая Троица обладает единым действием.
А: Батюшка, почему же говорится: благодать Святого Духа?
Бог Един по Существу, и Троичен в Лицах. Троица Единосущная и
Нераздельная. Но Создателю угодно, дабы действие, низводимое Им
на тварь, имело другой вневременной образ откровения: от Отца
исходило, чрез Сына простиралось и совершалось Духом Святым.
Благодать усваивается человеком силою Святого Духа.
А: Мне не было дано даже задуматься над этим.
- Молитесь. Трезвитесь. И Бог даст нерассеяную молитву, пост и
радость несения креста.
К: Вы не сказали о Вашем вкладе.
- Об этом расскажете вы. Отмечу лишь: после слов Апостола Петра о
том, что нам обетовано стать «причастниками Божеского
естества», нет сомнений в реальности соединения с Богом.
Таким образом, битва за догматы, ведомая Церковью, есть сражение
с князем мира, уводящим в сторону даже от мысли о дарованной нам
возможности обожиться. Прощайте.
И пропал. Мы, как сироты, остались одни.
В комнату заглянула дочка Константина, держа детскую Библию.
- Папа, смотри, что мне подарили!
Она устроилась на коленях “дяди Саши” и спросила, любуясь иконой Вседержителя:
- Это Бог?
А: Да.
Малышка открыла страницу с изображением Николая Мирликийского:
- Это Бог?
А: Нет, это угодник.
- А почему у них кружочки одинаковые?
А: Какие кружочки?
- Вокруг головы.
К: Это Сияние Славы – знак святости.
- Ой! Меня мама зовет! Девочка убегает.
Жена Константина:
- Чай пить будите?
К: Посиди с нами. Мы пытаемся осмыслить гносеологию Паламы.
- В календаре написано, что1000 лет после Евномия подобных прений
не возникало. В 14 веке Варлаам инициировал новое несогласие.
Оказывается, еще не была определена природа энергий.
Извините, мне ребенка кормить надо. Она вышла.
В шкафу чихнули. Дверца отворилась, оттуда выпал мужчина и … апчхи!
К: Кто там?
- Варлаам. В шкафу схоронился, чтоб не мешать, да запутался.
А: Какой Варлаам?
- Тот самый и есть: вражина.
А: Присаживайтесь, пожалуйста.
- Разве я не верю? У исихастов главное – созерцания в молитве.
Григорий видел Фаворский Свет. А я считаю энергии тварными,
Убеждал, и продолжаю настаивать, что Бог общается с нами
созданными символами, и познать Его нельзя.
К: Вы учились на Западе …
- Я ушел от католиков. Но с чем столкнулся в Православии?
С “духовидцами”, поклоняющимися воздушным бликам?
Каюсь, с тех пор, как Григорий встал на защиту своего личного
опыта, он претерпел (не без моего старания) обвинения в ереси,
темницу, рабство. Восточная Церковь, боготворящая мучеников, на
Соборах 1341, 1347, 1351 годов одобрила его учение.
Его объявили чудотворцем.
При жизни-то! Я опять перешел в католичество.
Но за искренние убеждения Бог не судит.
Истина многогранна, молодые люди! Надо мыслить шире и глубже.
К: Святитель писал, что не отгораживается Бог от нас, смердящих
грехами, так, что ангелам тошно. Но нисходит к людям Своими
энергиями, которые и есть Бог, а если не так, “То какая нужда во
Христе, Его пришествии и Крестных страданиях?”
Где Варлаам?
А: Исчез. Не нравится он мне. Апостол Павел взывал:
“Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден”.
Комнату наполнил голос:
- Остерегайтесь прелести. Помните: истина во Христе. В двух естествах
неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого.
Человечество Христа - это с самого момента воплощения обоженная,
пронизанная Божественными энергиями человеческая природа.
К: Благодарим, отец Григорий. Ты доказал: энергия нетварна.
Она исходит из Сущности, и от нее не отделяется. Энергия - это Сам
Бог: образ бытия Бога вне Сущности.
Сущность позволяет только единственное число.
Энергия – допускает множественное.
Сущность невыразима, энергии - именуемы.
Различение в Боге Сущности и энергии не противоречит простоте
Божества. Причастность Богу есть приобщенность Его энергии, но не
Сущности. Это догмат.
Тот, кто отвергнет его, не может оставаться православным.
Популярное видео
-
КАК СОХРАНИТЬ ВЕРУ в наше время? - Осипов А.И.
Громовы Валерий и Людмила · 494 просмотра -
Евангелие и Святые дня. Апостольские чтения. Апостола ап. Иа́кова Алфеева (I); (22.10.21)
Громовы Валерий и Людмила · 370 просмотров -
01:18
Поклонская поддержала всероссийскую акцию протеста против "Матильды"
Вероника · 1224 просмотра