Я не знаю, откуда и зачем пришёл, не знаю я, где нахожусь, и не ведаю, жалкий я, когда и куда уйду. Ведь Начало жизни доброй для меня как будто её конец, а конец — как начало.
Я рождён от тленных тленным - как тело от тел рождается, являясь, конечно, смертным. Малое ведь время на земле живу во плоти я, и умираю; и, переходя из этой жизни, начинаю жизнь другую. Тело же в земле оставляю для того, чтобы воскреснуть некогда и жизнию жить безконечною в век века.
Вот, уже сила моя оставляет меня, приблизился я к старости — преддверию смерти. Грядет князь мiра этого, жаждущий испытать постыдные и скверные дела мои; предстоят мне уже палачи его, свирепо глядят на меня и ожидают повеления схватить и увлечь в бездну ада несчастную душу мою. С яростию угрожает он мне, рыча на меня, и скрежеща зубами говорит — На что же ты уповаешь? Как надеешься избежать от рук моих? Куда ты уйдешь? Ты никогда не можешь ускользнуть от меня, окончательно обольстившаго вас всех смертных своими прелестями в ужасную смерть, к прелюбодеяниям и убийствам. Вот - ты не бодрствуешь и не воздерживаешься, вот - ты не стяжал чистой молитвы к Богу, — и за это одно я разлучу тебя от Спаса и возьму с собою в неугасимый огонь, не спастись тебе. Ты ошибся в своих надеждах, так как не имеешь дерзновения к Богу.
Но слыша всё это, не остави меня, Спасителю. Ты один поистине человеколюбивый и всемилостивый Господи, помилуй меня: не помяни беззаконий моих и не остави меня, не попусти стать мне поношением Твоим, Боже мой, Царю и Господи, некогда исторгший меня из тьмы, из рук и пасти его и поставивший свободным во свете Твоем. Так прошу и молю Тебя, Владыко, будь благоутробен ко мне, Спасителю мой, и тогда, когда душа моя выйдет из тела моего, чтобы смог я посрамить желающих набежать на меня, раба Твоего, нечистых демонов, и защищаемый светом Духа Твоего, невредимо перешёл бы и стал пред судилищем Твоим, имея сопребывающую со мной Божественную благодать Твою, Христе. Кто дерзнет пред Тобою явиться, не будучи облечен в неё? Может ли кто воззреть на нестерпимую славу Твою, не имея её внутри и снаружи не будучи ею просвещённым? Но как человек может увидеть славу Божию и природа человеческая — природу Божества? Ведь Бог — не созданный, мы же все созданы. Он — нетленный, мы — прах и тление. Бог есть Дух, превысший всякаго духа, как Творец духов и Владыка, мы же — по плоти земные существа.
Сам Бог, соделавшись человеком, соединился с людьми, и приобщившись человечества, открыл человечеству путь к причастию Божества Своего. Итак, спасутся, глаголет Он, только эти одни, приобщившиеся Божества Его, как и Сам Он Творец всего, приобщился нашей природы. Отделенные же от Божественнаго тела, то есть от лика избранных, скажи, куда они пойдут? В какое царство? В каком месте, скажи, они надеются вселиться? Ибо рай, конечно, принадлежит спасающимся. Но и рай ведь, и град святый, и всякое место упокоения есть один только Бог. И как в этой жизни — человек, не пребывающий в Боге, и Бог в нём, не имеет покоя; так и после смерти — вне Его не будет места, свободного от печали, от воздыхания и скорби. Послушайте, ведь потому Он и Спасителем называется, что спасает всех, с кем соединился. Спасение же есть избавление от зол и вечное обретение в Нём всех благ, дарующих вместо смерти жизнь, вместо тьмы свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям совершенную свободу. Явился великий Свет будущаго века, на землю сошло Царствие Небесное, пришел Царь всех вышних и нижних, восхотев уподобиться нам - чтобы все мы, приобщившись Его, как Истинного Просвещения, явились вторыми светами, подобными первому Свету.
Те же которые удалены от Него но не взыскали Его, или не соединились с Ним и не избавились от рабства страстям и смерти, - хотя бы они думали, что утешаются, радуются и наслаждаются благами, но они никогда не будут обладать тою совершенно неизъяснимою радостью, которую имеют рабы Христовы, свободные от неуместных пожеланий удовольствий и славы этого мiра. Этой радости никогда не познает, не поймет и не увидит никто, кроме тех, кто искренно и горячо прилепились ко Спасителю в неизреченном соединении с Тем, Кому единственно подобает слава, честь, хвала и всякое пение от всей твари в век века.
Истинно так!