Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Теория Счастья и её автор

В этом году исполнилось бы 70 лет поэту, мыслителю и организатору Юрию Давыдову. Человеком он был весьма неоднозначным. Его семья пострадала от репрессий, что дало повод ненавидеть «совок», восхищаться идеями Перестройки, считать иностранцев человечными, а русских называть «дебилами, неандертальцами, людоедами», ставить нам в пример даже немецких фашистов. Кроме того, поэт иногда принимал на веру сомнительную информацию. Выдвигал странные версии происхождения слов (обезьяна - об изъяне, поэт - по этике, прозаик - заикается). Необходимость целомудрия объяснял телегонией. Призывал не ругаться матом, потому что от услышанного нецензурного слова якобы отмирает тысяча клеток мозга, а от сказанного - три тысячи. Утверждал, будто умные и добрые люди лысеют со лба, а глупые и злые сохраняют пышную причёску (понятно, в какую категорию попали М. С. Горбачёв, Н. С. Хрущёв, В. И. Ленин, а в какую - Л. И. Брежнев, И. В. Сталин, Николай II). Для саморазвития написал полторы тысячи вопросов и безоговорочно заявил: все, кто откажется на них отвечать, никогда не станут добрыми. Выдумал кощунственное толкование Пресвятой Троицы. Не такие уж это безобидные чудачества.

Так почему мы о нём сегодня говорим? Главный труд жизни Юрия Давыдова - книга «Что делать? Или Теория Счастья». Шесть томов, написанных в основном стихами. Нашего внимания достойно то, что в ней сказано о поэзии, детях, счастье, демократии, миротворчестве. Не будем слишком требовательны к автору, ведь он был материалистом, неверующим, многого не понимал.

«Счастье - это наибольшая сумма положительных и отрицательных эмоций (удовольствий и неудовольствий), полученных Человеком за всю жизнь. [...] Итак, смысл действий для каждого состоит в том, чтобы иметь как можно большую сумму удовольствий и как можно меньшую сумму неудовольствий, тогда при сложении сумма будет положительной и достаточно большой.»

Какое-то гедоническое определение получилось у поэта. Ну да ладно, выводы из него будут не так уж плохи. Тут надо сразу сказать, в чём счастья нет. От еды и питья мы получаем удовольствие, но только при условии, что перед этим мы испытали отрицательные эмоции из-за их отсутствия, то есть голод и жажду. А в сумме получается ноль. Никакого счастья. Если же не знать ни в чём недостатка, то вскоре всё приедается и больше не радует, какими бы вкусными ни были кушанья и напитки. Удовольствия, связанные с продолжением рода, бывают только после «мук воздержания» и в сумме с ними тоже дают ноль. Либо нас ждёт пресыщение «плотской любовью» и равнодушие к ней. Точно так же и с вредными привычками. Похмелье у пьяницы, «ломка» у наркомана, растраченные деньги, погубленное здоровье. Какое уж тут счастье... «Радость» от покупки модных вещей на самом деле является злорадством, что таких вещей пока нет у других людей. Как только появятся и у них - радости как ни бывало. Останутся переживания: что бы ещё купить всем на зависть. Вот и живём среди вечных колебаний между отрицательными и положительными эмоциями: то радость - то печаль, то удовольствие - то страдание. А счастья в сумме ровно ноль. Поэтому даже самые богатые люди, кому доступны любые мыслимые блага, бывают несчастны.

Но выход есть! Это как раз то, чем многие пренебрегают - искренняя забота о людях. Ведь совесть не только наказывает за плохое, но и вознаграждает за хорошее. Совершил добрый поступок для другого человека - и сам чувствуешь от этого радость. Причём без всякой необходимости предварительно «проголодаться». Только положительные эмоции и никаких отрицательных. А возможностей делать добро так много! Позаботился о семье, качественно выполнил свою работу, помог другу, вежливо поговорил с незнакомым человеком, принял участие в благоустройстве города, предотвратил войну, улучшил экологическую обстановку на планете и т.д. Чем больше пользы людям, тем счастливее сам. Преступники и эгоисты этого не понимают, а зря. «Пожить только для себя» - значит сделать себе не лучше, а хуже.

Формула Счастья: F=ESTO, где F - счастье, E - энергия, S - социальность, T - время, O - организованность. Между всеми компонентами формулы - знак умножения. Чем больше каждый из них, тем счастливее человек. А если хоть один компонент совсем мал, близок к нулю, то величина остальных уже бесполезна (счастья не видать).

Со временем (T) всё просто и понятно. Вряд ли кому-то понравится такой вариант: «Жили они счастливо, но недолго». Много лет жизни - значит, много в ней может быть и всевозможных радостей. Исключение составляет подвиг самопожертвования. Нередко люди голодают, чтобы накормить других, работают «на износ» ради общего доброго дела. Ухудшается здоровье, сокращается жизнь. А иногда она и вовсе обрывается в молодости, если герой жертвует собой. Но иначе быть не может. Кто поступается совестью, человечностью, тот становится поистине несчастным. Ни долгая жизнь, ни крепкое здоровье этого не исправят.

Энергия (E) тоже важна. Здоровый, энергичный человек счастливее больного. И ему легче совершать добрые дела, которые приносят счастье. Необходима физическая культура, полноценное питание с достаточным количеством белков и витаминов, отсутствие вредных привычек.

Социальность (S) можно назвать также «коэффициент счастья, человечности, совести», «любовь к людям». Показывает, на сколько процентов от максимально возможного (при прочих равных условиях) будет счастлив человек благодаря своему отношению к другим. Добрыми и отзывчивыми люди становятся, когда поступают по велению совести в 70% случаев и более.

Организованность (O) нужна для того, чтобы хорошие идеи не оставались только в мечтах. Пусть даже Вы горите желанием помочь всему городу, всей стране - многое ли можно сделать в одиночку? А в союзе с другими людьми - очень многое!

Юрий Давыдов сделал важное наблюдение: добрых и разумных (а в результате и счастливых) людей мало. Например, можно провести такой эксперимент. Возьмите 100 кошельков. В каждый из них положите достаточно много денег и какую-нибудь квитанцию с Вашим адресом. Кошельки оставьте на виду в разных местах города. Увы, вернут деньги всего двое из ста человек, остальные 98 присвоят! А что творится в мире? Боятся войны, но создают всё более смертоносное оружие. Предрекают экологические катастрофы, но продолжают безответственно губить природу. Это разумные люди? «Вирус бесчеловечности» передаётся воспитанием. Каковы родители, такие по их примеру вырастают и дети. Поэт предложил отсечь поток мерзости, фальши, лжи, текущий от поколения к поколению. Для этого все, чей коэффициент счастья выше 70%, должны объединиться, а затем, поддерживая друг друга, постепенно занять ключевые посты в государствах и провести реформы, в том числе взять под контроль процесс воспитания.

Не только предложил, но и начал действовать! В середине 1980-х годов было создано Братство Кандидатов в Настоящие Люди (БКНЛ), позже переименованное в Поэтизированное Объединение Разработки Теории Общенародного Счастья (ПОРТОС). Все в Братстве отказались от вредных привычек, сочиняли стихи, занимались спортом и саморазвитием, изучали международный язык Эсперанто, пропагандировали здоровый образ жизни и мир на Земле. Проводили какие-либо мероприятия - обычно марш-бросок 100 км за 24 часа, бег босиком по горящим уголькам, скандинавская ходьба. Заодно привлекали в свой коллектив новых друзей. Сторонники БКНЛ появились в Харькове, Калуге, Москве, Саранске, Перми, Иваново, Одессе. В России работал Автогородок, а на Украине - Сельскохозяйственная Поэтизированная Ассоциация Развития Трудовой Активности (СПАРТА). Это были необыкновенно жизнеспособные коллективы. Например, когда кто-то украл общие деньги, взятые под 100% в год, долг сумели вовремя вернуть, повысив эффективность труда. Пришлось защищаться от рэкетиров. Занимались каратэ, приобрели оружие, учились стрелять, просили помощи у спецназовцев.

А погибло всё из-за пустяка. В Автогородке четверо подростков тайком продолжали курить, хотя обещали бросить. Некоторых перевоспитывать уже поздно. В конце концов предложили ребятам на выбор: уйти или подвергнуться телесному наказанию. Уходить не захотели, ведь кормят вволю 6 раз в день. Но кто-то пожаловался, синяки стали «доказательством вины». Семь бед - один ответ. ПОРТОСовцам приписали жестокое обращение с детьми и создание незаконного вооружённого формирования. Несколько человек отправились в тюрьму. В их защиту свидетельствовали и подростки, но это не помогло. В 2009 году Юрий Давыдов скончался в возрасте 54 лет. Его последователи утратили былой масштаб деятельности. Так или иначе, ПОРТОС теперь не выполняет главную задачу - объединять добрых и честных людей.

Поэт был уверен,

Что ни для государств и ни для граждан
Конца не будет бедам никогда,
Пока владыкой в государстве каждом
Философы не станут навсегда.

А стать добрым человеком и хорошим философом помогает поэзия. Этому якобы учил мудрец Пифагор. Вероятно, в его времена сочиняли более простые, нерифмованные стихи. Но Юрий Давыдов призывал упражняться в современном стихосложении, которому посвящён весь первый том его книги. В ПОРТОС даже было требование: получить наивысшее звание «старший гвардеец» могли только те, кто пишет не менее 40 стихотворных строк в месяц. Судите сами, прав он или слишком строг.

Кстати, о званиях. Обычно демократия подразумевает, что у каждого человека один голос. Это неправильно. Когда глупые и бессовестные люди составляют большинство, решения принимаются неразумные и вредные. «Равнодушных к судьбе своей страны и своего народа просят не беспокоиться!» - говорили товарищи Юрия Давыдова, приглашая новых друзей. То есть все в их коллективе изначально были с активной жизненной позицией, а ценность каждого определялась его положительными качествами. Чем опытнее человек, тем выше у него звание и больше голосов при совместном решении важных или спорных вопросов. Он же осуществлял и оперативное руководство новичками. Какой именно нужен опыт? Вариантов много: социальная и политическая активность, планирование, учёба, самообразование, профессионализм, благотворительность, охрана природы, борьба за мир, распространение Эсперанто, изучение логики и диалектики, спорт, поэзия, другие виды искусства. За неактивность или недостойные поступки голосов могли лишить, чтобы никто не «почивал на лаврах». Так должно быть и во всём мире, чтобы идеи честных, разумных, добрых людей не «тонули» среди массы бесчеловечных и безответственных. Кроме того, в БКНЛ действовали две мирно соревнующиеся «партии». Цель такого разделения - не дать возможность всем успокоиться и прийти к единому, но далеко не лучшему мнению.

Как применить опыт БКНЛ для Святой Руси? Вспомним лозунг «Православие, Самодержавие, Народность». Народ доверяет власти, а она, в свою очередь, сверяет политический курс с Божьими заповедями и заботится о народе. Но кто знает нужды простых людей лучше их самих? Поэтому Самодержавие великолепно сочетается с местным самоуправлением. На мой взгляд, подобная система является и кратчайшим путём к тому, что сейчас называют православным социализмом. Юрий Давыдов правильно подметил: далеко не все заслуживают доверия, многие ведут себя просто отвратительно. Те, кто равнодушен к судьбе народа и страны, являются вредным балластом в качестве избирателей. Например, за кого охотнее проголосовали бы преступники? За «криминального авторитета»! А люди с вредными привычками? За руководителя, который будет продолжать травить народ алкогольной и табачной продукцией. Так быть не должно. Если хотите, чтобы Ваш голос учитывался на выборах, будьте любезны заслужить это право реальными добрыми делами. Как минимум, не нарушать закон, отказаться от матерных слов, ругательств, невежливости, осуждения кого бы то ни было, распространения слухов и сплетен, вести здоровый образ жизни, проявлять хоть какую-то общественную активность (субботники, благотворительность, помощь соседям). Но и прошедшие избирательный ценз не равноценны между собой. Поскольку речь идёт о местном самоуправлении, я бы предложил им периодически встречаться и в спокойной обстановке решать, кому можно присвоить от 1 до 10 голосов в зависимости от личных и деловых качеств каждого избирателя.

Что касается воспитания детей, всех необходимо в первую очередь хорошо накормить и материально обеспечить. Если по старинке возлагать это бремя только на родителей, их благосостояние резко ухудшается по сравнению с бездетными семьями. Не удивительно, что появляются «чайлдфри». Чтобы государственная помощь была эффективной, вместо денежных пособий надо организовывать бесплатное детское питание вволю, по принципу «шведского стола», причём белков и витаминов побольше, жиров и углеводов поменьше. А одежду, обувь, вещи для учёбы и досуга выдавать по нормам, воспитывая бережливость. Тогда никто не будет обездолен по вине недобросовестных родителей. Явно ненужной станет ювенальная юстиция. А какой мощный стимул для многодетных семей!

Пятый том «Теории Счастья» - учебник Эсперанто. Автор верил, что один из наилучших путей к долговременному миру - "народная дипломатия", дружба людей из разных стран. Но общение между ними затруднено незнанием языка. Попытки использовать для этого иностранный язык не раз вызывали отторжение и приводили к конфликтам, так как его долго и трудно изучать, он даёт неоправданные преимущества какому-то одному народу, способствует навязыванию чужих ценностей и культуры. Такую проблему легко решает созданный в 1887 году международный язык Эсперанто. Он нейтральный - не принадлежит ни одной нации, никому не даёт преимуществ. У него простые правила без исключений. 20% его слов ещё до изучения известны всем, кто говорит по-русски или на любом европейском языке. Достаточно пройти 14 уроков - и Вы, заглядывая в словарь, самостоятельно прочитаете книгу на Эсперанто или напишете письмо в любую страну, где есть эсперантисты.

Выскажу своё мнение. Бог дал каждому народу свой язык, чтобы они прекратили строительство Вавилонской башни и впредь не учились друг от друга никакому злу. Не противление ли это Божьей воле, если Эсперанто станет общим для всех языком? Возможно, в момент его создания так оно и было. Тогда существовала могучая православная Российская империя, кое-какие остатки христианской цивилизации ещё сохранялись и на Западе. Границы и разобщённость могли в те времена защитить от внешних соблазнов много простых и светлых человеческих душ. Теперь же, когда поток богоборческой мерзости наводнил всю планету, каждому человеку приходится самому выбирать, с кем общаться, кого слушать. В таких условиях общий язык послужил бы проповеди добра, то есть прямо противоположной цели, чем в древнем Вавилоне. Когда многие иностранцы лично знакомы с нами, как с обычными, нормальными людьми, их правительствам нелегко изобразить в общественном сознании образ этакого русского монстра, которого вместе с его традиционными ценностями надо немедленно уничтожить.

Не заложить ли нам такую «бомбу» под замыслы глобалистов? Обучить миллиард человек - и вскоре весь мир заговорит на Эсперанто, а мы сможем рассказывать никем не искажённую правду о себе. Преподаватели найдутся, организации эсперантистов действуют в 93 странах мира на всех обитаемых континентах. Подсчитаем приблизительно. Требуется дать 14 уроков классу, в котором 20 учеников. Оплата учителю около 5 долларов за урок. Программа рассчитана на 20 лет. Следовательно, стоимость обучения языку миллиарда человек - 3, 5 миллиарда долларов, по 175 миллионов в год. Вполне реалистично, всего 1, 2% расходов на образование в России.

На этом обзор наиболее интересных идей из книги Юрия Давыдова закончен. А созданную им организацию лично мне искренне жаль. Да, они пытались делать что-то полезное без Бога. Мы, православные христиане, понимаем: так нельзя. Но нас очень мало, вряд ли больше 1% населения России и Белоруссии. Нужны союзники, которые, хотя находятся пока где-то на краю духовной погибели, но всё же деятельно любят Родину. Они нашли бы себе достойное применение в давыдовском братстве. В служении Отечеству с такими людьми нам точно по пути.

88888888.by/bknl