Декоммунизация?
Есть расхожее мнение: любой православный христианин - традиционалист, монархист и, конечно же, антикоммунист. Если первые два утверждения недалеки от истины, то с третьим непонятно. Что считать коммунизмом: идеи и принципы или методы их воплощения в нашей истории? Убийство царской семьи, насаждение материализма и атеизма, гонения на Церковь, жестокое преследование инакомыслящих вплоть до расстрела - всё это мы не можем назвать приемлемым. Пусть страшный исторический опыт никогда не повторится. Но давайте вспомним, какое определение дано в программе КПСС 1972 года.
"Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа."
Социализм - всего лишь первая фаза коммунизма, менее совершенная, нуждающаяся в государстве, деньгах и распределении их по результатам труда, а не по потребностям. Так говорят его сторонники.
Определение касается только экономики. Ни слова о необходимости репрессий за веру или монархизм. Это к коммунистическим идеям искусственно прилепили революционеры просто потому, что сами они были неверующими людьми, отчаянными врагами Бога и Царя. А с идеями всё как раз наоборот.
Первый век нашей эры. На Апостолов сошёл Святой Дух, после их проповедей к новорождённой Церкви присоединяются тысячи человек. И вскоре начинают жить по-братски. Продают имения, всё объединяют, никто ничего не называет своим. Диаконы из общих запасов выдают братьям и сестрам то, что надо. Перед нами очевидный пример коммунистического распределения материальных благ по потребностям. Производство пока ещё не налажено, церковным людям, со дня на день ожидающим Страшного Суда, оно не представляется актуальным.
Однако "последние времена" окажутся не такими скоротечными. Пройдут века, закончатся гонения на христиан. Церковь пополнится недостаточно благочестивыми людьми, у которых охладеет братская любовь, проявится лицемерие, желание служить не Богу, а мамоне. И ревнители веры начнут массово уходить из мира, основывать монастыри, которые благополучно доживут до наших дней. А в основу монастырской экономики положен тот же коммунистический, то есть братский принцип: "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Он там великолепно применяется даже без достижений науки и техники. А с ними ещё лучше. Трудятся монахи старательно, на совесть, ради послушания и общей пользы. Православный народ любит монастыри, поддерживает их трудом и пожертвованиями и, разумеется, одобряет образ жизни в них.
Да что говорить только о монахах? У большинства мирян есть благочестивые семьи, уклад жизни в которых ничем не хуже. Ведь никому не придёт в голову платить детям за вымытую посуду, а бабушке - за связанные рукавички! Или, наоборот, не кормить их, потому что не зарабатывают деньги. Работают те, кто может, а есть надо всем. Семья - миниатюрное общество, устроенное по-коммунистически.
Мало того, в 1893 году высочайшим повелением Александра III и Святейшего Синода, по благословению Иоанна Кронштадтского и Варнавы Гефсиманского, на средства и под руководством помещика Н. Н. Неплюева было организовано Крестовоздвиженское трудовое братство для обычных семейных людей. Это сугубо православное объединение, которое наши современники назвали бы коммуной, оказалось настолько жизнеспособным, что успешно функционировало даже при Советской власти, пока его насильственно не расформировали в 1929 году. Кроме безупречной организации, братство располагало передовыми технологиями, машинами, электричеством, телефонной связью, до и после революции было одним из лучших хозяйств страны, содержало гостиницу для многочисленных посетителей, желающих посмотреть на это широко известное в России "экономическое чудо". О его основателе есть статья slovar.cc/enc/brokhauz-efron2/1920055.html в дореволюционном энциклопедическом словаре. Русские революционеры, конечно же, могли знать о братстве и практически всё полезное, что они устроили в СССР, перенять в готовом виде из опыта Н. Н. Неплюева. Сами они "изобрели" только богоборчество и, получив власть, постарались предать забвению православную коммуну, живым примером опровергавшую их миф о вражде социализма и религии.
В определении коммунизма мы читаем о сознательных и свободных тружениках. "Сознательных" - это понятно: всё делающих по совести. А свободных от чего? От эксплуатации человека человеком. Что это такое? Обычно говорят: присвоение результатов труда других людей. Но есть исключения. Получение бесплатных услуг, подарков, пожертвований, стипендий, пенсий и тому подобного - пользование результатами чужого труда, которое неуместно приравнивать к эксплуатации. И ещё один нюанс. Казалось бы, любой богатый человек эксплуатирует своих рабочих, ведь он получает прибыль, регулярно недоплачивая им за работу. Однако если он живёт скромно, а всю прибыль использует на благотворительность или расширение, модернизацию производства, то ничем не отличается, например, от советского директора, справедливо получающего зарплату за организаторский труд.
С идеей самоуправления советские идеологи погорячились. После революции была какая-то эйфория: "Вот освободились от барина, теперь заживём!" Не тут-то было. Каждый сам хотел стать барином, ради порядка новоявленную "свободу" пришлось ограничивать. Предполагалось, что управлять будут Советы, в которых депутатами разного уровня станут представители рабочих и крестьян. Понятно, представителям невежественного простого народа, одержимым многими страстями, это оказалось не под силу. Руководящую и направляющую роль взяла на себя коммунистическая партия, действуя по принципу "демократического централизма", в котором от демократического осталось только название. На практике страной управлял ЦК КПСС, а если уж совсем точно - его генеральный секретарь. Неспроста о времени какого-либо события люди так и говорили: "при Сталине", "при Хрущёве", "при Брежневе". Фактически сложилась квазимонархическая система. На месте Государя находились самозванцы, не помазанные на царство, однако правили единолично. Сугубо формальные выборы (как правило, единственного кандидата от КПСС) в Советы ничего не решали, просто позволяли лицемерно заявлять, будто Вождь является ставленником народа и руководит страной по его воле. По определению общественный строй без самоуправления трудно назвать социалистическим. Но всё-таки называли, ведь по прочим параметрам он вполне соответствовал.
Из Священного Писания мы знаем, что монархия хотя и несколько хуже теократии, но тоже благословлена Самим Богом. Теперь мысленно представим дальнейшую историю Российской Империи, если бы в начале XX века не было войн, революций, сохранилось самодержавие, жизнь Николая II и наследников продлилась на многая лета. Миссия благочестивого православного Государя - процветание веры, благо народа, защита Отечества от внешних и внутренних врагов. О молитве и соблюдении Божьих заповедей мы не будем много говорить, это аксиома.
Необходимо укрепление власти. Богатейших в стране людей мы не зря называем олигархами. Если не напрямую, то целенаправленным воздействием на экономику они могут диктовать свою волю кому угодно, даже Самодержцу. Увы, нередко они Бога не боятся и людей не стыдятся. Обуздать их надёжнее всего экономическими методами. Государю следует по возможности приобретать контрольные пакеты акций, а в перспективе прибрать к рукам все важнейшие предприятия, сделать экономику в основном государственной, подвластной лично себе. А так как действует он в интересах народа, то и собственность на средства производства будет пусть не юридически, но на практике общенародной, то есть как бы социалистической по существу. Ведь благочестивая царская семья живёт скромно, потому, как мы уже говорили, не является эксплуататором трудящихся. Кроме того, во главе государственных предприятий будут не владельцы, купающиеся в роскоши, а директора. Назначая им не завышенную, а справедливую зарплату, Государь приведёт народ к социальному равенству.
У государства нет будущего, если не вкладывать как можно больше денег в его развитие. Обилие и разнообразие товаров важно, но независимость их производства важнее. Не должно быть импортных средств производства, только свои. По возможности вообще поменьше импорта. Это основа внешней безопасности. Для прикладных и фундаментальных научных исследований нужны специалисты, подготовленные в отечественных учебных заведениях. Великолепно, если дворянские дети достойно продолжают славные традиции предков. Но нужно бесплатное образование, доступное одарённым детям из любых сословий. Всё это тоже вполне социалистические методы.
О ком позаботится Государь в первую очередь? Конечно, о бедных, ведь богатым и так неплохо. Очевидные средства такой заботы - уже упомянутое бесплатное образование, бесплатное лечение, денежные пособия больным, инвалидам, старикам, матерям, студентам, свободный доступ к любой информации и достижениям культуры. В богатой стране можно пойти и дальше, например, выдавать пособия на всех несовершеннолетних, разрешить бесплатно пользоваться общественным транспортом, связью и так далее. Всё это элементы даже не социалистического, а последовательно коммунистического бытия. Бесплатное потребление материальных благ налицо. А труженики страны некоторую часть времени работают бесплатно, недополучая деньги за труд, чтобы его результатами могли даром воспользоваться все, кому это особенно необходимо. Естественно, будут также введены: минимальная зарплата, на которую можно безбедно жить, не слишком долгий рабочий день, оплачиваемый отпуск, возможность повышения квалификации, безопасность труда, компенсации за его вредные условия.
Мы рассмотрели некоторые принципы мудрой государственной политики, основанной на любви к ближним. Не отказываться же от них только потому, что наши советские гонители называли это коммунистическими идеями! И стоит ли нам, православные братья и сестры, говорить, будто мы стремимся к какой-то "декоммунизации" общества?
НЕПЛЮЕВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
общественный деятель и писатель; родился в 1851 г.; по окончании курса в спб. университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в...
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник
- Протоиерей
"На Апостолов сошёл Святой Дух... и вскоре начинают жить по-братски... Продают имения, всё объединяют, никто ничего не называет своим".
Налицо причина и следствие: сошёл дух и изменилась жизнь. При социализме - ты должен изменить жизнь без той самой Причины. А если ты не хочешь - то на тебя будет...
Развернуть
"На Апостолов сошёл Святой Дух... и вскоре начинают жить по-братски... Продают имения, всё объединяют, никто ничего не называет своим".
Налицо причина и следствие: сошёл дух и изменилась жизнь. При социализме - ты должен изменить жизнь без той самой Причины. А если ты не хочешь - то на тебя будет оказано давление, будут перевоспитывать, чтобы ты стал "сознательный". Для этого им и нужна диктатура.
Добро по принуждению - мерзость пред Богом. Это как тащить свинью на крест.
Верните в мир Святого Духа, и жизнь изменится сама. )
Но, это уже будет совсем не коммунистическое общество.
Свернуть
"То, что социализм заимствовал из христианства некоторые из важнейших для него идей, показывает, что здесь имело место не внешнее перенесение, а более глубокое взаимо¬действие. … Было бы очень важно понять, какие стороны сближают христианство и социализм, проследить, как концепции христианства пе...
Развернуть
"То, что социализм заимствовал из христианства некоторые из важнейших для него идей, показывает, что здесь имело место не внешнее перенесение, а более глубокое взаимо¬действие. … Было бы очень важно понять, какие стороны сближают христианство и социализм, проследить, как концепции христианства пе-реориентируются внутри социалистической идеологии, превращаясь под конец в отрицание основных положений христианства. " (И.Р. Шафаревич, ПСС, т.1, § 2. Хилиастический социализм и идеология еретических движений, с. 300. )
Свернуть
СХОДСТВО МОНАСТЫРЯ С СОЦИАЛИЗМОМ КРАЙНЕ ПОВЕРХНОСТНО:
1. В монастыре люди трудятся ради Христа. При социализме - гуманистическая мотивация сознательностью. Это и есть зерно прелести, потому что никто из них не захочет трудиться ради Христа.
2.Верующий человек становится частью организма Церкви, нео...
Развернуть
СХОДСТВО МОНАСТЫРЯ С СОЦИАЛИЗМОМ КРАЙНЕ ПОВЕРХНОСТНО:
1. В монастыре люди трудятся ради Христа. При социализме - гуманистическая мотивация сознательностью. Это и есть зерно прелести, потому что никто из них не захочет трудиться ради Христа.
2.Верующий человек становится частью организма Церкви, неотделимым от неё, но не сливаясь с другими членами в "массу", т.е.сохраняя свою уникальную личность. При социализме человек становится частью общественного механизма, безличным винтиком. Личности же подвергаются преследованию и уничтожаются.
3. Церковь никого не принуждает к добру. Человек остается свободен поступать и думать, как он считает правильным. Социализм ВСЕГДА преследует инакомыслие. Поэтому, даже если он проповедует взятые из христианства добродетели, сам факт принуждения к добру является злом.
Вы назвали признаком социализма "распределение материальных благ по результатам труда, а не по потребностям". Но, это не может быть его признаком, потому что это и так было всегда.
А вот, по Шафаревичу основные свойства социализма, как исторического явления следующие:
1. уничтожение частной собственности
2. разрушение церкви,
3. разрушение семьи,
4. равенство и унификация граждан
5. борьба с прочими традиционными ценностями
6. вера в светлое будущее вне традиционной религии
7. Может быть ещё фанатическая очень суеверная религиозность (как у коммунистов - до сих пор мощи кумира лежат в зиккурате), вера в науку, что сближает социалистов с гностическими ересями и проч.
Если пропадают все эти признаки, то такой строй вряд ли можно назвать социализмом, а скорее социально ориентированным государством.
Обидно только, что проявляются эти признаки в полноте только при получении социалистами власти. До этого они могут врать всё, что угодно. Потому что они всё время врут, чтобы получить власть.
Свернуть
СХОДСТВО МОНАСТЫРЯ С СОЦИАЛИЗМОМ КРАЙНЕ ПОВЕРХНОСТНО:
1. В монастыре люди трудятся ради Христа. При социализме - гуманистическая мотивация сознательностью. Это и есть зерно прелести, потому что никто из них не захочет трудиться ради Христа.
2.Верующий человек становится частью организма Церкви, нео...
Развернуть
СХОДСТВО МОНАСТЫРЯ С СОЦИАЛИЗМОМ КРАЙНЕ ПОВЕРХНОСТНО:
1. В монастыре люди трудятся ради Христа. При социализме - гуманистическая мотивация сознательностью. Это и есть зерно прелести, потому что никто из них не захочет трудиться ради Христа.
2.Верующий человек становится частью организма Церкви, неотделимым от неё, но не сливаясь с другими членами в "массу", т.е.сохраняя свою уникальную личность. При социализме человек становится частью общественного механизма, безличным винтиком. Личности же подвергаются преследованию и уничтожаются.
3. Церковь никого не принуждает к добру. Человек остается свободен поступать и думать, как он считает правильным. Социализм ВСЕГДА преследует инакомыслие. Поэтому, даже если он проповедует взятые из христианства добродетели, сам факт принуждения к добру является злом.
Вы назвали признаком социализма "распределение материальных благ по результатам труда, а не по потребностям". Но, это не может быть его признаком, потому что это и так было всегда.
А вот, по Шафаревичу основные свойства социализма, как исторического явления следующие:
1. уничтожение частной собственности
2. разрушение церкви,
3. разрушение семьи,
4. равенство и унификация граждан
5. борьба с прочими традиционными ценностями
6. вера в светлое будущее вне традиционной религии
7. Может быть ещё фанатическая очень суеверная религиозность (как у коммунистов - до сих пор мощи кумира лежат в зиккурате), вера в науку, что сближает социалистов с гностическими ересями и проч.
Если пропадают все эти признаки, то такой строй вряд ли можно назвать социализмом, а скорее социально ориентированным государством.
Обидно только, что проявляются эти признаки в полноте только при получении социалистами власти. До этого они могут врать всё, что угодно. Потому что они всё время врут, чтобы получить власть.
Свернуть
Алексей, почему бы и нет? Государство, основанное на человеколюбивых и богоугодных принципах, вполне можно назвать социально ориентированным. Главное - мы не отказываемся от этих принципов, если они у кого-то ассоциируются с советским периодом.
Известно, что Трудовое Крестовоздвиженское Братство Николая Неплюева на рубеже веков прошло через внутренний кризис. Часть братчиков потребовала "приватизации", превращения Братства в "ассоциацию частных общин". Вот как один из них высказывал свое "кредо": "Труд не для стяжания мне представляется...
Развернуть
Известно, что Трудовое Крестовоздвиженское Братство Николая Неплюева на рубеже веков прошло через внутренний кризис. Часть братчиков потребовала "приватизации", превращения Братства в "ассоциацию частных общин". Вот как один из них высказывал свое "кредо": "Труд не для стяжания мне представляется слишком большим подвигом". После процесса "обособления от зла и злых", когда недовольные ушли, дела Братства пошли в гору. По существу, советский социализм повторил путь Братства до кризиса, но кризис не смог преодолеть. Не будем забывать, что фундамент советского социализма возводили люди, в большинстве своем воспитанные в Православии: и очень многие из них и "при советах" трудились Христа ради, не выпячивая это, но прекрасно понимая, что через так называемый общественные фонды потребления частица их труда достанется тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Думается. можно сказать, что советский социализм был стихийной формой христианского социализма: без христианства социалистическая идея не могла ни зародиться, ни овладеть умами множества людей в принципе. Что касается атеизма... Сколько было членов большевистской партии - столько, примерно, было и "сознательных атеистов", и это еще учитывая то, что тогда в члены партии принимали и верующих рабочих. Когда же атеизм стал насаждаться в "промышленных масштабах" (после шестидесятых годов), тогда же и социализм подошел к своему концу и сбылось предсказанное Николаем Бердяевым: "Ненависть русских коммунистов к христианству заключает в себе противоречие, которого не в состоянии заметить те, чье сознание подавлено коммунистической доктриной. Лучший тип коммуниста, т. е. человека, целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального человека христианским духом. Результаты этого христианского влияния на человеческие души, чисто незримого и надземного, остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами. Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах. Этот последний тип и сейчас уже играет не малую роль и от него идет процесс обуржуазивания".
Свернуть
Что считать коммунизмом: идеи и принципы или методы их воплощения в нашей истории? Убийство царской семьи, насаждение материализма и атеизма, гонения на Церковь, жестокое преследование инакомыслящих вплоть до расстрела - всё это мы не можем назвать приемлемым.....Абсолютное непонимание самой идеи...
Развернуть
Что считать коммунизмом: идеи и принципы или методы их воплощения в нашей истории? Убийство царской семьи, насаждение материализма и атеизма, гонения на Церковь, жестокое преследование инакомыслящих вплоть до расстрела - всё это мы не можем назвать приемлемым.....Абсолютное непонимание самой идеи коммунизма! Все смешалось: люди, кони, мухи..
Свернуть