Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

День Казанской иконы — это день Божий, а «День единства» нужно еще у Бога заслужить!
протоиерей Олег Трофимов

У Бога тысячу лет как один день, и один день как тысячу лет. Более чем тысячелетняя история Руси даровала нам как апогей цивилизации Руси праздник День единства, но что мы еще должны сделать что бы его заслужить?

Русь – удел Матери Божьей.

Матерь Божия особенно заботится о Руси, после крещения Руси она направляет туда византийских мастеров для строительства себе храма, говорит: «Хочу церковь построить Себе на Руси... Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить»!

Так на протяжении многих столетий до сегодняшнего дня русский народ и все народы, которые вошли в его ареал находятся под духовной опекой Царицы Небесной. Теперь Русская земля, усеянная Ее многими чудотворными иконами. Если взять все вместе существующие чудотворные иконы Божьей Матери католического мира и православного – всех Православных Поместных Церквей, то количество явленных чудотворных икон на Руси превышает их вместе взятых. Это тот знак величайшей милости Божьей. Русь – это удел Божьей Матери.

Такой чудотворной Ее такой является «Казанская», празднование которой отмечается дважды в год 8/21 июля и 22 октября/4 ноября (стар/нов. стиль). Поэтому в народе говориться «летняя» и «осенняя» Казанская икона.

Явление Казанской иконы Матери Божьей.

Первое явление иконы произошло в Казани 8/21 июля. В городе произошел пожар. В ту ночь девочка Матрена получила видение во сне. К ней пришла Пресвятая Богородица и сказала ей отправиться на поиски иконы. Девочка рассказала сей сон родным, но они не поверили. Однако сон повторялся. И мать решилась: она сама пошла на пепелище искать икону. Когда обрели икону, оказалось, что лик был светлым, будто икону только закончили писать, изображение совсем не пострадало от огня.

О том, что была обретена столь чудесная икона, узнали практически все в городе. И архиерей отправился под звон колоколов поклониться ей. В первый крестный ход к святыне прозрели двое слепых, потом, паломник из другого города внезапно излечился от тяжелой болезни; младенец, родившийся слепым, прозрел; невестка местного барина излечилась от болезни ног; из нескольких женщин вышли бесы. После этих чудес множество иноверцев принимали православную веру из-за чудотворной иконы.

Но с «осенней Казанской» 22 октября/4 ноября совпадает и государственный праздник «День единства». Для этого есть свои исторические причины.

День единства: тысячу лет как один день. Метаистория Руси.

В наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году, потерпело поражение. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества.

Вы только представьте себе, чтобы подготовиться к войне, закупить оружие и необходимый провиант, они заложили свои дома, своих детей и жен у своих соседей – татар, с которыми когда-то воевали их деды.
Будущая победа под предводительством Матери Божьей, в которую они искренне верили, это была цена их жизни – быть или не быть русскому народу, русской государственности. Так мы, русские рождались, так мы умирали, так учили нас святые предки…

К нижегородцам добровольно присоединились жители других городов, и вот что удивительно, что под предводительством иконы Божьей Матери пошли христиане, язычники (марийцы, удмурты), мусульмане (татары и башкиры) бороться за единое Отечество! Мы вновь единая и многонациональная РУСЬ!
Так, второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.

Решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Помощь Божия была явлена – 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.

В 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. Маршал Г.К.Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

Духовно-антропологический аспект празднования Дня единства.

Теперь говоря об установленном празднике – День единства, я хочу рассмотреть данное событие глубоко в духовно-антропологическом аспекте.

Грех, разрушил природу человека как индивидуума, так и соборного социального существа. Уже в раю, после акта грехопадения, происходит раскол между Боги и человеком, мужем и женой. Адам обвиняет Бога в том, что Он дал ему жену, и жену в том, что она дала ему запретный плод (Быт.3:12). Основоположной грех гордость, на примере Вавилонской башни еще больше разделяет и рассевает людей по земле (Быт.11:1-9). Причиной междоусобиц и смут на Руси становились совсем не добыча жизненных ресурсов, а гордость, из которой истекала алчность, тщеславие, месть.

Победа в 1612 произошла путем духовного очищения, поста молитвы, жертвенности, именно глубоко нравственные императивы легли в будущую государственность и единство народа.

День народного единства – это праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея все объединены во Христе (Кол. 3:10-11). Именно такой подход смог объединить более чем 200 коренных национальностей в ареале Цивилизации Руси, а Матерь Божия стала Покровой нашего Отечества. Но нам еще нужно не только придерживаться этого глубокого смыслового посыла Дня единства, но и еще его заслужить у Бога, путем высокого идеала святости явленного в феномене Святой Руси.

Матерь Божия моли Бога о нас!

Автор: Доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук, писатель-публицист протоирей Олег Трофимов.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Дорогие друзья, написание статей — это мой хлеб, из-за гонений в Украине я лишен имущества, жилья, нуждаюсь в вашей помощи. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности