Рассказ дочери священника
Рассказ дочери священника с. Речица Гомельской области, расстрелянного в 1930 году В 1930-е годы, когда пошла волна массовых репрессий против священства, кто-то из знакомых отца, служивший в НКВД, сообщил, что такого-то числа за ним придут, поэтому нужно бежать и скрыться. Отец вместе с тремя священниками и диаконом обсудили, что делать в этой ситуации, и решили никуда не бежать, а отслужить накануне ареста пасхальную службу, хотя до Пасхи было еще далеко.
Оповестили они о своем решении родственников, знакомых, самых верных из духовных чад и собрались все вместе к ночи в храме. Все, кто пришли в ту ночь, поисповедовались. За полчаса до полуночи начали пение канона Великой Субботы «Волною морскою...», а ровно в полночь священники в алтаре запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе...» - и началась пасхальная служба.
За всю долгую жизнь не было у меня такой Пасхи, такое умиление, благодать, покой и радость были на душе. Самым удивительным было то, что все мы, собравшиеся проводить на смерть наших любимых отцов, ликовали на этой службе, как будто и не было всего окружавшего нас кошмара. Пропели Пасхальную заутреню, стихиры Пасхи, часы, началась Божественная литургия. Царские врата были открыты, но нам казалось, будто отверсто было само Небо: лица верующих сияли каким-то неземным светом. Возгласы «Христос Воскресе!» разносились далеко вокруг, храм был полон. Узнав и услышав о том, что происходит, многие победили страх и пришли на службу, чтобы помолиться во всеобщей любви и радости. Вот уже причастились священники, и все собравшиеся стали подходить к Чаше, когда приехали сотрудники НКВД. Отец, бывший настоятелем храма, попросил их разрешить закончить службу - и они позволили, так что все, собравшиеся в ту неурочную пасхальную ночь в храме, причастились Святых Христовых Таин. Служба закончилась. Священников посадили в машину, увезли в находившийся неподалеку песчаный карьер и в ту же ночь расстреляли. Через много лет, уже после перестройки, пытались верующие найти их тела, копали в разных местах карьера, но неудачно. Память о них хранится в сердцах близких, прихожан. Ведь они - наши молитвенники и предстатели.
Пасхой и Пасхальной радостью живет весь небесный, ангельский мир, и мы, грешные, живя на земле, можем причаститься этой Пасхальной радости по милости и любви Божией. Вспоминается, как преп. Серафим Саровский встречал приходивщих к нему Пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радосте моя!» И Он поистине воскресает в наших сердцах, когда мы храним эту Пасхальную радость, несмотря ни на какие беды, скорби, гонения, когда храним любовь к Богу и принимаем с радостью всё посылаемое Им.
Источник: православная газета Севера России
Мне рассказал О. Василенко.