ВЕЛИКИЙ ПОСТ И СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА [Архиепископ Аверкий Таушев]
Что же такое христианство? В чем заключается сущность христианства? На этот вопрос мы находим ясный ответ в новозаветном Священном Писании. «КТО ВО ХРИСТЕ»,– говорит св. Апостол Павел – «ТОТ – НОВАЯ ТВАРЬ» (2 Кор 5, 17). Иными словами: существо христианства заключается в новотворении — христианин тот, кто стал новым человеком, не таким, каким он родился от отца и матери.
Естественный человек, рожденный естественным плотским путем и живущий по законам естества человеческого, сам по себе христианином быть не может. Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал об этом в беседе с Никодимом, сказав ему: «подобает вам родитися свыше» (Иоан. 3, 7). «Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» (Иоан. 3, 3) — не может стать истинным христианином, не может спастись.
Это новотворение человека, ради которого и приходил на землю воплотившийся Единородный Сын Божий, совершает благодать Божия в великом таинстве духовного возрождения — святом Крещении и прочих таинствах. Вот почему без благодати Божией невозможно стать истинным христианином, невозможно спастись.
В таинстве Крещения «верующий умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святаго в жизнь духовную, святую» (см, Катихизис). Но так как невнимательный к себе человек может со временем потерять эту благодать крещения, то необходимы для возобновления ее и другие таинства — особенно же таинство «второго крещения» — покаяние и таинство причащения Тела и Крови Христовой, приискренне соединяющее христианина со Христом.
БЕЗ ПРИНЯТИЯ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ НЕЧЕГО И ДУМАТЬ БЫТЬ ИСТИННЫМ ХРИСТИАНИНОМ.
Благодать Божия, по неизреченной милости Божией дается нам даром, без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны, но для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны, добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее. Никто не может стать христианином и спастись автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий. Отсюда и явствует безусловная необходимость того «АСКЕТИЗМА», который так характерен для истинного христианства — Святой Православной Веры.
Зачем нужен подвиг воздержания? Затем, что «плоть желает противнаго духу, а дух — противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Галат. 5, 17).
Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы дух в нас господствовал, а не плоть, потому что «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя — жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». «Посему ЖИВУЩИЕ ПО ПЛОТИ БОГУ УГОДИТЬ НЕ МОГУТ» (Римл. 8, 6-8), а следовательно — не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, НЕ МОГУТ СПАСТИСЬ.
Вот почему в Церкви Христовой и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди них самый важный и главнейший — Великий Пост.
69-ое Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мiрянин, да будет отлучен».
Может ли, после этого, и считаться христианином тот, кто сознательно пренебрегает постом, кто без всякой уважительной причины нарушает пост?
Истинный христианин должен «совлечься ветхаго человека с делами его и облечься в новаго по образу создавшаго его» (Колос. 3, 9-10); он должен «отложить прежний образ жизни ветхаго человека, истлевающаго в обольстительных похотях, и облечься в новаго человека, созданнаго по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24); те, которые действительно Христовы, «распяли плоть со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24).
Это учение Слова Божия о существе христианства как будто вовсе забыто: о христианстве теперь только рассуждают, пишут, «философствуют», приписывают христианству какую-то совершенно противную его природе всеобъемлющую «любовь», не только к добру, но и к злу, но... совсем не хотят жить по-христиански, как учит этому Слово Божие и Святая Церковь.
Между тем, ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО — это не какая-то туманная философия, не прекраснодушное мечтательство, не слащавая сентиментальность, а жизнь — жизнь духовная, жизнь трезвенная, строгая, суровая, жизнь духа, ведущего непрестанную борьбу с плотью за стяжание благодати Святого Духа, без которой нет и не может быть спасения, это — ЖИЗНЬ ПОДВИЖНИЧЕСКАЯ, в которой центральное место занимает пост, понимаемый, в полном согласии с учением слова Божия (см. 1 Коринф. 9, 25), как всестороннее воздержание.
Ныне Великий пост, братие! так ли мы проводим его, как подобает истинным христианам? постимся ли? подвизаемся ли против страстей и похотей, воюющих на дух наш, и помним ли, что угождение плоти и дружба с мiром сим, во зле лежащим, по учению Слова Божия (Иак. 4, 4; 1 Иоан. 2, 15-16 и 1 Иоан. 5, 19), есть вражда против Бога?
Бог нам в помощь, и да поможет Он прозреть всем тем, кто ослепли духовно и пошли по пути собственной погибели!
[Печатается в сокращении по тексту: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 2]