Митрополит Лимасольский Афанасий
Цель брака — не дети и не счастье...»
О том, зачем нужна семья
— Владыка, хотелось бы задать и вопросы о православной семье — они очень актуальны сейчас. Прежде всего, как нужно правильно понимать роль и место жены в современной православной семье?
— Безусловно, не только готовить. По-гречески таинство брака называется «Последование венчания». И мы говорим: «Венчается раб Божий Андрей рабе Божией Марии». Что это значит? Что он кладет ее на свою голову как венец. Конечно, не как терновый венец Христа. Но как красивый венец. Венец, которым он должен гордиться и которому он должен радоваться. В Древней Греции венцами венчались спортсмены, атлеты. И супруги являются один для другого венцом, который дал Бог. Потому что супруг (супруга) старается в жизни быть целомудренным и чистым. И перед Богом он (она) обещает, что со своим супругом или супругой будет ступать по направлению к Богу.
Целью брака является заключение вечного союза с Женихом-Христом
Цель брака не в том, чтобы родить детей. Это вторичная цель. Цель брака не в счастье: это тоже вторичная цель. И в брак вступают не для того, чтобы просто провести хорошо и радостно время. Целью брака является заключение вечного союза с Женихом-Христом — для этого совершается брак. Поэтому и апостол Павел говорит, что «тайна сия велика есть». И показывает нам брак Христа с невестой-Церковью. Если же эта первая цель от нас уйдет и всё вторичное займет первое место, тогда наш брак в опасности — он может распасться. Что, если у нас не будет детей в браке: выходит, брак не состоялся и мы неудачники? Или если у нас какие-то экономические сложности в браке, у нас нет дома или другие трудности: значит, брак не удался? Или жена заболеет и будет прикована к постели, или наш ребенок заболеет, или мы сами заболеем: что, это значит, что брак неудачен? Нет, совсем нет, наоборот! Это значит, что брак имеет больше возможностей для достижения своей главной цели.
Как-то к старцу Паисию пришла группа молодых студентов. Они попросили его: «Помолись, чтобы мы нашли хороших девушек и чтобы они были хорошими супругами». А старец много шутил. И он их спрашивает: «А вы церковные люди?» Отвечают: «Ну, мы стараемся». — «И вам не стыдно того, что вы хотите хороших девушек?» — «Старче, а кого же нам брать?» Он и говорит: «А что же будет с другими девушками, кто же их возьмет тогда? Мы их в консервную банку, как шпроты, что ли, засунем? Пусть хороших возьмут плохие, а хорошие возьмут плохих. И я буду молиться, чтобы вы нашли самых ужасных девушек, которые есть в мире»
Спаси Господи!