Пред сном обычно читаю книгу. Выключаю ноутбук, свет, надеваю налобный фонарик, беру книгу и ложусь в постель... Книга называется - Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. Автор - иеромонах Никон (Беляев). Вот, сегодня, читаю и привлекла внимание одна история из дневника. Да так, что посчитал нужным встать, включить снова ноутбук и предлагать вашему вниманию эту историю.
22 марта. Вербное воскресенье.
Пользуясь свободной минутой, запишу кое-что. 14 марта Батюшка дал мне две деревянных ложки - одну лично мне, а одну - для Иванушки. В тот же день Батюшка сказал мне следующее:
- В Казани был архиепископ Афанасий. Про него много чудесного рассказывали. Например, когда он только что приехал в Казань, он поспешил в Кафедральный собор. Отслужив обедню, молебен и сказав краткое слово, он начал благословлять народ. В общей массе, в толпе, подходит также какая-то барыня. Он благословляет её, а руку целовать не даёт.Она подумала, что он сделал это, спеша окончить благословение. Но всё она же опять подошла под благословение, и опять он, благословив, не дал поцеловать руки. Она подходила к нему несколько раз, и повторялось то же. Тогда она говорит ему: "Владыка святый, неужели я такая грешная, что недостойна поцеловать у вас руку?" - "Вот ещё, - говорит преосвященный, - у меня рука, словно у мужика." Барыня покраснела, поняв, что Преосвященный узнал её мысли, ибо он сказал то, что она подумала, подходя под благословение. Было и ещё много подобных случаев, доказывающих его прозорливость...
Характерная черта многих святых: позвать гостей, радушно принять их и угостить - замечалось и у преосвященного Афанасия. Он любил в праздники позвать к себе гостей. Так и было однажды. После обедни сразу из церкви с гостями он приходит к себе. Попив чайку и несколько побеседовав с гостями, Преосвященный предложил им пообедать.Приказав келейнику подавать обед, он с гостями сел за стол. Подают огромную, прекрасно приготовленную щуку. Посмотрев на неё, Владыка говорит:
- Её кушать нельзя, она проклята.
Все несколько удивлённо посмотрели на Преосвященного.
- Она проклята, её есть нельзя, - повторил Владыка.
Призывает келейника и приказывает убрать её со стола. Тот даже не решается убрать. Тогда Преосвященный велит позвать повара. Тот приходит. Владыка смотрит на него и, замечая завязанный палец, спрашивает:
- Что у тебя с пальцем?
- Порезал нечаянно, Владыка святый.
- А что ты при этом сказал?
- Простите, Владыка, я сказал, чтобы ты была... нехорошо сказал.
- Ну, вот видишь, теперь её есть нельзя. Эту бросьте, а другую надо приготовить. Вот видите, даже проклятие простого человека - повара, так сильно действует...
- Собственно, Батюшка, - спросил я, - непонятно, как это узнал владыка Афанасий, и почему нельзя после проклятия есть?
- Проклятие повара произвело в рыбе какие-то изменения, которые Преосвященный заметил прозорливыми очами. Вследствие этих изменений нельзя стало кушать рыбу. Этим объясняется, почему в миру, в богатых домах, в самых дорогих кушаньях нет того вкуса, который мы ощущаем в наших кислых щах: там всё делается без молитвы, с руганью и проклятиями, а у нас в монастыре с молитвою и благословением.
В заключение всего запишу слова Батюшки, сказанные мне однажды: "Духа держитесь, дух животворит..."
Интересно, да?))