7 декабря - Память Святой Великомученицы Екатерины
Св. Екатерина родилась в Александрии, столице Египта и колыбели наук и искусств. Отец ее был богат и знатен287. Помимо благородного происхождения, Господь наградил Екатерину редкой красотой, восхищавшей всех, кто ее видел, и необычайным умом. Девушка училась у лучших педагогов и прославленных философов. Она преуспела в понимании самых запутанных умозаключений и с равным успехом постигла философские системы Платона, Аристотеля и их учеников. Она преуспевала также и в словесности, знала величайших поэтов от Гомера до Вергилия, умела поддержать любую беседу на множестве языков, которыми овладела с помощью ученых и путешественников, посещавших Александрию, перекресток всех дорог. Она познала все естественные науки, особенно медицину, и не было области человеческих знаний, которая ускользнула бы от ее пытливого и цепкого ума. Едва достигнув восемнадцати лет, она изумляла и восхищала самых мудрых старцев. Молва о ее мудрости, знатности происхождения, красоте и богатстве привлекала множество претендентов на ее руку. Но Екатерина, предчувствуя в душе, насколько драгоценно девство, отказывала всем женихам и поставила родителям условие, что станет супругой лишь того, кто будет равен ей по знатности, богатству, красоте и мудрости.
Мать ее, отчаявшись найти такого человека, отправила девушку за советом к святому христианскому отшельнику, жившему за пределами города. Тот сказал Екатерине, что он как раз знает такого и что мудрость Его превыше всего, что она может себе представить, ибо она есть основа всего сущего, видимого и невидимого глазу. Этой мудрости Он не приобрел, но обладает ею вечно. И знатность Его превосходит всякое воображение, ибо в руках Его власть над мирозданием и Он создал мир Своей силой. Владыка миров, основа всякой мудрости и знания, Он также, молвил ей старец, и прекраснейший из сынов человеческих, ибо Он есть воплотившийся Бог – Сын и вечное Слово Отца, соделавшийся человеком ради нашего спасения, желающий союза со всякой непорочной душой. Затем подвижник отпустил деву, вручив икону Богородицы с Младенцем на руках.
Ночью Екатерине явилась Матерь Божия, но Христос отворачивался и не хотел смотреть на нее, говоря, что она безобразна и полна скверны, ибо еще подлежит власти смерти и греха. Потрясенная дева вновь отправилась к старцу, который наставил ее в тайнах веры и возродил к жизни вечной, омыв водами святого крещения. Тогда ей вновь явилась Матерь Божия, держа на руках Христа, сияющего от радости. «Вот теперь она прекрасна и величава, богата и воистину мудра, – сказал Господь, – и ныне Я беру ее Себе в пречистые невесты!» Чтобы скрепить Небесную
помолвку, Богородица надела на палец Екатерины кольцо и взяла обещание не искать иного суженого на земле288.
В эти времена император Максимин Дайя (305–311)289 вслед за Диоклетианом решил под угрозой пытки и смерти заставить всех подданных принять участие в жертвоприношении идолам в знак покорности его власти. В Александрии как раз приступали к этим нечестивым обрядам. Екатерина предстала перед императором в храме, поклонилась ему как государю, но сурово осудила поклонение идолам. Сперва император был поражен необыкновенной красотой девушки и ее смелостью, затем выслушал ее рассуждения и был покорен ее мудростью. Екатерина предложила ему устроить публичный спор между нею и мудрецами, а также самыми прославленными риторами империи.
Государь согласился и отправил гонцов во все концы страны, чтобы съехались мудрецы, философы, риторы и диалектики.
Они, числом пятьдесят, прибыли в Александрию и предстали перед императором и толпой, собравшейся в амфитеатре, а против них была лишь одна слабая телом дева, исполненная вместе с тем благодати Святого Духа. Екатерина нисколько их не боялась, потому что ей было видение Архангела Михаила, который заверил, что ее устами будет говорить Сам Господь и так Божественная Мудрость победит мудрость мира сего. Получив такое знамение, Екатерина изобличила ошибки и противоречия оракулов, поэтов и философов. Она доказала, что сами они признавали языческих богов демонами и воплощением земных страстей. Она обратилась за доказательствами даже к некоторым предсказаниям оракулов Аполлона и сивилл с их неясным предчувствием Воплощения и спасительных Страстей Господних. Она обличила их выдумки и мифы и объявила, что мир был создан из небытия истинным и предвечным Богом и что человек избавлен от смерти Воплощением Единородного Сына, рожденного Отцом291. Риторы, исчерпав аргументы, смолкли, а затем попросили святую о крещении. Император, в ярости от поражения, приказал схватить всех мудрецов и приговорил их к сожжению заживо [17 н.].
После бесплодных попыток обещаниями заставить Екатерину отречься от Христа, император велел пытать ее и заключить в темницу, пока не будет изготовлено ужасное орудие пытки, состоявшее из четырех колес, утыканных гвоздями и соединенных одним стержнем. Когда это сооружение было готово, к нему привязали святую, но она была освобождена Ангелом, а колеса смерти покатились прочь, убив многих язычников на своем пути.
Видя подвиги мученицы, обратилась в христианство сама августа, супруга императора. Она292 посетила Екатерину в темнице вместе с военачальником Порфирием, близким другом императора, и двумястами воинами, также последовавшими за Христом. Св. Екатерина с радостью встретила их и предсказала, что вскоре и они получат венцы истинных подвижников веры. Узнав об отпадении от язычества своих близких, император вышел из себя и, забыв о всяких человеческих чувствах, велел жестоко пытать жену, а затем приказал обезглавить сперва ее саму, а на следующий день Порфирия и воинов.
Двадцать пятого числа Екатерина была выведена из узилища и предстала перед судом, еще более всепокоряюще прекрасная от радостного предчувствия того, что приблизился миг соединения со Христом. Ее вывели за пределы города, и после благодарственной молитвы Господу, открывшему ей неисчерпаемые сокровища истинной премудрости, св. Екатерина была обезглавлена.
Тогда же явились два Ангела и перенесли тело мученицы из Александрии на гору Синай. Там оно было обретено в VIII в. одним подвижником, и драгоценные мощи перенесли в монастырь, основанный в VI в. императором Юстинианом293. Они пребывают там и доныне, источая чудесное благоухание и совершая бесчисленные чудеса.
Тропарь, глас 4
Доброде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,/ просвети́ла еси́ неве́рныя мудрецы́./ И, я́коже пресве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́/ неве́рия тьму отгна́ла еси́,/ и цари́цу уве́рила еси́,/ вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,/ Богозва́нная неве́сто блаже́нная Екатери́но,/ жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный черто́г/ к прекра́сному Жениху́ Христу́,/ и от Него́ ца́рским венце́м венча́лася еси́:/ Ему́же, со А́нгелы предстоя́щи,/ за ны моли́ся,// творя́щия пречестну́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Екатери́но,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив
Кондак, глас 2
Лик честны́й Боже́ственне мучениколю́бцы,/ воздви́гните ны́не, почита́юще всему́друю Екатери́ну,/ сия́ бо в три́знищи Христа́ пропове́да,// и зми́я попра́, ри́торов ра́зумы укроти́вши.
Ин кондак, глас 3
Вити́йствующи днесь, Екатери́на му́ченица/ и вити́ям обличи́ умовре́дную е́ресь,/ А́нгел бо с Небесе́ к той прии́де, си́лу от Вы́шняго принесе́,/ ю́же прие́мши, му́жески рече́:// Христо́с есть му́чеником похвала́.
Молитва
О, свята́я Екатери́но, де́во и му́ченице, и́стинная Христо́ва неве́сто! Мо́лим тя чрез особли́вую благода́ть, е́юже предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́коже посрами́вши пре́лести мучи́теля, му́дростию твое́ю пятдеся́т вети́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Небе́сным уче́нием, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вила еси́, та́ко испроси́ и нам о́ную Бо́жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́зни а́дскаго мучи́теля и презре́в ми́ра и пло́ти собла́зны, досто́йны яви́мся Боже́ственныя сла́вы и к разшире́нию святы́я на́шея правосла́вныя ве́ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с тобо́ю в Небе́сной ски́нии Го́спода и Влады́ку на́шего Иису́са Христа́ хва́лим и прославля́ем во вся ве́ки. Ами́нь.