Привычка к греху
Как священнослужителю мне очень часто приходится наблюдать за формированием греховной привычки. Как она проявляется и в чем ее опасность?
Мои дорогие, наверняка многие из нас наблюдали за собой одну и ту же негативную реакцию в одной и той же ситуации? Например, если кто-то начинает говорить на повышенных тонах, мы тоже начинаем повышать голос. Или если начинается спор в соцсетях на значимую тему, азартно вступаем в дискуссию в комментариях? Причем это происходит быстрее, чем мы успеваем себя одернуть. Это и есть проявление привычной реакции, опасность которой заключается в том, что мы постепенно начинаем считать ее нормой. В первом случае у нас начинает формироваться привычка к несдержанному проявлению раздражения и гнева, а во втором – гордыни и осуждения.
Есть и другие, казалось бы, вполне простительные и незначительные прегрешения, которые, входя в привычку, становятся сначала грехом, а потом страстью. Для одних, например, это употребление баночки пива сначала по выходным, потом двух баночек через день, потом пиво, а в дальнейшем и более крепкие напитки, становятся ежедневным ритуалом, который заканчивается алкоголизмом.
Знаю людей, которые сначала искренне переживали, что не смогли оплатить билет в общественном транспорте из-за неработающего валидатора, потом начинали не платить «принципиально», дескать, за такую ужасную работу транспорта и платить – грех, а потом позволяли себе уже осознанное хищение на работе, аргументируя: «не я украду, так другие». В этом - главная опасность мелких прегрешений, которые формируют греховную привычку, которая становится «хозяином» человека и уже диктует ему свою линию поведения.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не существует тирании невыносимее привычки. Недаром ее можно назвать второй натурой». А святитель Игнатий Брянчанинов утверждал: «Безнравственные привычки подобны оковам. Они лишают человека его нравственной свободы и насильно держат в смрадном болоте страстей».
Таким образом, подчиняясь даже мелким греховным привычкам, мы постепенно, сами того не желая, лишаем себя свободы воли, дарованной нам Господом. И разрубить эти оковы можно лишь, постоянно контролируя себя и удерживая от привычной (и греховной!) реакции.
Святой Исаак Сирин наставлял: «Нельзя преодолеть великое, если не победить ничтожного». Люди порой стремятся одолеть серьезный грех и страсть, не отработав навыки преодоления греховных помыслов и действий на незначительных прегрешениях. Однако это всё равно что попытаться освободить осажденный неприятелем город, не обезоружив стражу. Даже маленькими шагами можно одолеть большой путь, помните об этом, мои дорогие.