Откуда пришли записки для поминовения?
Современные «записочки» для помина близких имеют древнюю традицию использования т. наз. «диптихов» (с греч. «табличка, дощечка»).
Данный термин обозначал употреблявшиеся греками и римлянами таблички-книжки для записи. Первоначально это мирской термин, обозначавший дощечку-блокнот для записей. Диптихи изготавливались из слоновой кости, дерева и металлов и представляли собой подобие записных книжек. Внутренние стороны предназначались для записей, а наружные украшались рельефными изображениями. В древнем мире диптихи были предметом щегольства, но постепенно они вошли в церковное употребление, и в них стали записывать имена для поминовения в церкви.
В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. В качестве яркого примера церковного диптиха можно привести миланский диптих V века, который содержит многие исторические изображения.
Церковные диптихи содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего и некоторых других епископов, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины.
Церковные диптихи сопровождались символическими христианскими изображениями. Все сохранившиеся диптихи относятся к периоду 406-540 гг. Много сохранилось диптихов консула Ареобильда (506 г.), которые находятся во многих музеях мира.
К наиболее древним диптихам относятся также следующие: диптих Барберини (начало VI века), фрагмент диптиха с изображением архангела Михаила (ок. 520 г.), диптих с изображением императора Анастасия I (491-518) (ок. 517 г.).
На барельефе одного диптиха V или VI века из слоновой кости находится очень редкое изображение: исцеление Спасителем беснующегося, над головой которого изображен под видом человека выходящий из тела демон.