Храм Жен Мироносиц г. Самара
Путешествие к наступающей Пасхе 2015.
Бортовая записка № 2
Четвертый день правит кораблем «вахтовый» капитан – преп. Андрей Критский. Великий покаянный канон… Удивительной красоты чтение… Кто избегает богослужений в будние Великого поста – определенно лишает себя многого… Например, глубины самосознания, возможности кончиками пальцев коснуться Важного и Главного.
Когда кораблем правит преподобный – корабль обойдет все рифы. Как не вспомнить апостола Иакова и его первое соборное послание, глава 3: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает…»
Преподобный взял «удила» и «руль». Корабль моей жизни вот уже четыре дня плывет плавно, его не бросает на волнах… Многие говорят, что он слишком длинный… меня каждый раз огорчает, когда я дохожу до 9 песни – он говорит не за меня или со мной – совсем не так, он вообще учит меня говорить. Читая этот канон, молясь словами преподобного, следуя вкрадчиво шаг за шагом путем его мысли, я всегда в конце его упираюсь носом в хитон Христов. Я чувствую Его, по-прежнему, «как бы гадательно, сквозь тусклое стекло», но чувствую и осязаю. Это переживание мальца, потерявшего маму в гипермаркете, которого добрый Дядя Степа подводит к Родителю… Волшебство – не иначе… Так важно почувствовать себя маленьким с Кем-то Великим…и не одиноким свернуться калачиком на больших и теплых коленях Того, Кто любит, а не судит, прощает, а не заточает в темницу…
Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
А еще как я похож на всех до меня, и как не похож – одновременно. Форма греха может и поменялась со времен Адама и Евы, а содержание – нет…Преподобный Андрей правит кораблем умело, он переносит всех нас к исходной точке мироздания. Думаю, это делается как раз для того, чтобы ощутить ответственность за весь мир, явить высшее достоинство и призвание, указать, в принципе, на самую суть человеческой жизни. Протоиерей Александр Шмеман – очень чётко уловил и вычленил:
Авелева, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочного...
Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни...
«…грех прежде всего есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу, или, другими словами — отказ от жизни для Бога и по Божьему. Мы понимаем, что корень греха — это отклонение нашей любви от высочайшего ее объекта. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой:
Брение здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание и жизнь: но, о Творче мой, Избавителю мой и Судия, кающася приими мя»…
Плывем дальше, скоро мы все будем подражателями этого подвига вдумчивого покаяния… На корабле скоро – Торжество всех Православных! Пир веры! Единство в духе – общие исповедь и Причастие!