ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВИЧ: О ЦЕРКОВНОЙ ДИПЛОМАТИИ И НЕ ТОЛЬКО
Заместитель главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич – об искусстве дипломатии в условиях войны.
Сегодня Церкви нужно быть той силой, которая объединяет, а не разъединяет
— Во время конфликта дипломатическая миссия Церкви очень важна. Ощущаете ли Вы эту важность, повышенную ответственность? Что изменилось в Вашей деятельности за последнее время?
— Естественно. В сложившихся условиях Отдел внешних церковных связей УПЦ старается, в первую очередь, не сделать шагов, которые могли бы навредить, поскольку ситуация в нашей стране очень сложная. Когда люди по-разному думают, по-разному смотрят на ситуацию, Церкви нужно быть той силой, которая объединяет, а не разъединяет.
Все епархии УПЦ остаются в каноническом и юридическом единстве
— Какое существует взаимодействие с епархиями, которые расположены на Востоке Украины и в Крыму?
— Все эти епархии остаются в неизменном каноническом и юридическом подчинении Украинской Православной Церкви. Мы поддерживаем связь как с крымскими епархиями, так и с епархиями, которые оказались в зоне боевых действий на Донбассе. Последние, в частности, информируют нас о том, какие храмы пострадали от обстрелов или были полностью уничтожены, какая необходима помощь и т. д. Мы же, со своей стороны, организовываем сбор и доставку гуманитарной помощи. Этим системно занимается Отдел социального служения и благотворительности, который возглавляет протоиерей Владислав Диханов, а также миссия «Милосердие без границ» во главе с протоиереем Захарией Керстюком. Кроме того, многие епархии и приходы нашей Церкви доставляют гуманитарную помощь на Донбасс собственными силами.
Предстоятели, духовенство и верующие Поместных Церквей молятся о нас
— А как изменилось взаимодействие с представителями Поместных Православных Церквей. Какой была их реакция на конфликт в Украине? Изменились ли дипломатические отношения за это время?
— Все наши друзья из Автокефальных Поместных Церквей живо интересуются происходящим у нас, сопереживают, заверяют нас в своих молитвах и высказывают нам слова поддержки. В конце прошлого года глава ОВЦС УПЦ митрополит Луганский и Алчевский Митрофан посетил Болгарию, где встречался со Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом. Во время беседы Патриарх Неофит очень живо интересовался ситуацией в Украине и выразил поддержку Украинской Православной Церкви, верующие которой, с одной стороны, страдают от военных действий на Востоке Украины, а с другой стороны, страдают от недружелюбных действий наших собратьев из так называемой УПЦ КП в западных областях нашей Родины.
Предстоятели, духовенство и верующие Поместных Церквей также молятся о нас, о мире в нашей стране и, при случае, всегда передают нам слова поддержки. Более того, некоторые православные приходы за рубежом собирают посильную благотворительную помощь и передают через нас для жителей восточного региона нашей страны, объятого пламенем войны.
Патриарх Константинопольский Варфоломей и протоиерей Николай Данилевич на о. Корфу (Греция)
Фото со страницы в фейсбук о. Николая
Заставить православных пойти в раскол или отречься от веры – невозможно
— Есть такое латинское выражение «Si vis pacem, para bellum», что ознаначает «Хочешь мира — готовься к войне». Смысл выражения в том, что мир гарантирует надёжная оборона и мощное вооружение, которое в состоянии отбить у недругов всякую охоту к нападению. Как это выражение можно отнести к Церкви? Должна ли Церковь быть готова к захватам и нападениям и каким образом?
— Церковь земная – Церковь воинствующая, которая в любых условиях должна быть готовой свидетельствовать о Христе и помогать людям обрести духовный мир и спасение. Церковь в лице своих служителей и верующих должна всегда просто и безропотно нести свое служение и всегда быть готовой, по слову апостола Петра, «дать ответ о своем уповании» (1Пет. 3, 15). По большому счету, настоящую Церковь невозможно уничтожить. Можно отобрать храм, можно выгнать оттуда верующих, как это происходит сейчас в некоторых областях Украины, но заставить православных пойти в раскол или отречься от веры – невозможно. Люди продолжают молиться и совершать богослужения, собираясь в приспособленных помещениях. Ведь наши люди стоят не за Путина, политическую Москву или Российскую Федерацию, не за русский или какой-либо другой мир. Они отстаивают каноническую правду Церкви.
Фото со страницы в фейсбук о. Николая
Притча о «милосердном сепаратисте»
— Вспомнились строки Максимилиана Волошина из стихотворения «Гражданская война»:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Такова была его позиция во время гражданской войны — впускать в себя эпоху, не вмешиваясь в ход событий. На Ваш взгляд, такая позиция поэта созвучна позиции Церкви сегодня?
— Полагаю, что в условиях идеологического противостояния Церковь должна нести Слово Божье, проповедовать Евангелие и помогать всем, кто нуждается в нашей помощи, несмотря на их политические взгляды.
Мы знаем из Евангелия притчу о милосердном самарянине, который помог избитому и израненному иудею, на которого напали разбойники и оставили его еле живым. Самарянин помог иудею, но при этом самарянин остался самарянином, а иудей — иудеем. Он помог человеку, который оказался в беде, не разделяя его религиозных, а вероятно, и политических, мировоззренческих или иных убеждений. Эта притча сегодня более чем актуальна. Только в наших условиях эта притча о милосердном самарянине может звучать, к примеру, как притча о «милосердном укропе», или притча о «милосердном сепаратисте» и так далее. Звучит, конечно, непривычно. Но Христос ведь Своей притчей именно это хотел нам сказать, отвечая на вопрос законника о том, кто является нашим ближним.
Церковь основана Иисусом Христом и призвана объединять, а не разделять людей. Если политическая партия, скажем, это почти всегда часть общества, о чем говорит само слово «партия» - «part», то Церковь —в переводе с греческого означает институцию, которая «созывает», «объединяет» людей. Поэтому, несмотря на старания определенных сил разъединить верующий народ, Церковь должна показывать свое единство.
Любой церковный дипломат — в первую очередь, служитель Церкви
— Католическая церковь является единственной религиозной структурой, располагающей собственной профессиональной дипломатической службой. Так ли это?
— Это так. У них есть Дипломатическая академия в Риме. У Католической Церкви немного другая история. У них существовало и поныне существует папское государство, пусть даже и декоративное. Поскольку Ватикан, как государство, имеет своих представителей при разных государствах в дипломатическом ранге нунциев, то соответственно есть необходимость в церковных дипломатах.
В Православной Церкви такого нет. У нас нет церковного государства. Однако, поскольку Православная Церковь имеет отношения с внешним миром, то должны быть епископы, священники и миряне, которые представляли бы Церковь перед внешним миром. Это не совсем дипломаты в мирском понимании этого слова; это люди, которые стараются рассказать внешнему миру на понятном для него языке о Церкви, о ее роли, миссии, отношении к тем или иным вызовам современности, тем или иным проблемам, которые переживает общество.
В фигуральном смысле слова церковная дипломатия, конечно же, существует, но я хочу сказать, что любой церковный дипломат в священном сане не должен забывать о том, что он, в первую очередь, священнослужитель.
Вспоминаю рассказ митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха, о его беседе с одним куриальным епископом-дипломатом из Ватикана. Владыка Кирилл его спросил: «Как вам удается быть церковным дипломатом и вместе с тем сохранять чувство священства, не превращаться в церковного бюрократа?» Кардинал ответил приблизительно следующее: «Знаете, владыка, кроме моей должности в Ватикане, я являюсь настоятелем храма в одной колонии для несовершеннолетних детей. И это не позволяет мне превратиться в клерка, поэтому я не перестаю быть священником». Это важно.
Люди от нас, на самом деле, ждут не дипломатии, а спокойного и мудрого слова, которое, по меньшей мере, не навредит, не внесет сумятицу в душу, особенно в такие времена, которые переживаем сегодня мы.
Люди от Церкви ждут глагола жизни вечной, а не артикуляции или поддержки той или иной политической позиции, которая актуальна на протяжении достаточно короткого промежутка времени. Особенно, если сравнивать с вечностью. Апостол Петр как-то сказал Спасителю: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!» (Ин. 6, 68). Человеческая душа жаждет глагола о Вечном.
Глава ОВЦС УПЦ митрополит Митрофан и протоиерей Николай
Фото со страницы в фейсбук о. Николая
Когда люди смотрят друг другу в глаза — создается основа для преодоления разногласий
— Главный принцип дипломатии – оптимизм?
— Христианин по сути – оптимист. Если христианин переживает Великую Пятницу, то он всегда помнит, что будет и Воскресение. Если говорить о светской дипломатии, то она ведь строится на искусстве компромиссов. А Церковь не может идти на компромиссы. За нами - люди, у нас есть своя идеология – идеология Евангелия, именно вокруг этой идеологии мы должны объединять людей. И когда в Церковь проникает политическая идеология, этому нужно противостоять. Идеологии мирской нужно противопоставить идеологию Евангельскую — только это может объединить, иначе церковное общество рискует превратиться в идеологический придаток государства или определенной партии, которая в какой-то момент находится у власти.
В этом — великое вневременное значение Евангелия. Те испытания, которые мы проходим в жизни, – это проверка, насколько мы верны Евангелию. Христос притчей о добром самарянине показал, что нужно помогать своему ближнему, даже если не разделяешь его идеологических воззрений. Человек может оказаться твоим идеологическим врагом, но вместе с тем Господь говорит, что этот человек тоже твой ближний. И я, как христианин, помогаю тому или иному человеку не потому, что я разделяю ту или иную его точку зрения, а потому что мой Бог – Иисус Христос, мне так заповедал.
Господь этой притчей, вероятно, хочет сказать нам, что если люди будут помогать друг другу, если люди будут смотреть друг другу в глаза, то именно в таком случае полагается твердое и непоколебимое основание для преодоления разногласий и обретения возможного будущего единства. Ведь когда люди разных убеждений, разной веры помогают друг другу, это является залогом открытого диалога и настоящего, органического, а не поверхностного единства. Мне кажется, нам сегодня этого не хватает. Каждый смотрит на ближнего через экран собственного телевизора или персонального компьютера. Но нам важно научиться смотреть друг другу в глаза. Ведь когда мы смотрим ближнему в глаза, мы воспринимаем его по-другому. Тогда мы видим не мифического «врага», «фашиста», «бандеровца» или «сепаратиста», а видим реального человека. Когда мы встречаемся, говорим друг с другом, нам легче найти решение наших проблем — как церковных, если мы говорим о церковном расколе в Украине, так и межгосударственных, внутригосударственных, если мы говорим о конфликте на Востоке, об отношениях между Украиной и Россией. Открытое общение и открытое обсуждение проблем является залогом успешного поиска решения любого конфликта.
— А когда с помощью обсуждения и дипломатии не удается решить вопрос, и приходит время выбора защищать другим способом Церковь и каноны…
— «Когда говорят пушки, музы молчат»…
На Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей в Пусане
Фото со страницы в фейсбук о. Николая
С одной стороны, Господь попускает вражду, с другой, война — одно из грубых проявлений греха
— Ведь существуют и другие «формы общения», которые используют люди, когда заканчивается дипломатия. Есть понимание исторического процесса, как части замысла, посланного свыше, в котором человек участвует помимо своей воли. Как Вы относитесь к такой теории?
— Если я Вас правильно понял, то могу сказать следующее. Война и вражда – это ведь тоже форма общения, если думать и говорить философски. Говорят, что от любви до ненависти один шаг.
На мой взгляд, здесь есть два момента. С одной стороны, Господь попускает вражду, поскольку у человека есть свободная воля - это воля и желание человека переходить от толерантности и терпения к ненависти, к активной ненависти, которая выражается в войне. И Господь здесь ничего поделать не может, ведь Он дал человеку свободную волю и тем самым ограничил Сам Себя.
С другой стороны, здесь наличествует и явный грех, ведь война - одно из грубых проявлений греха, который присущ человеческому роду.
Семью, народ, государство нужно защищать, но вместе с тем — быть готовым «положить душу за други своя»
— Даже когда человек воюет, чтобы защитить своих близких и родных?
— Мы живем в мире, где присутствует грех, извращающий Богом задуманный порядок вещей. А посему, в нашем мире часто случаются коллизии. Одна из них та, о которой Вы спрашиваете. Но, у нас есть слова Спасителя о том, что не существует больше и выше той степени любви, если человек положит душу свою за друзей своих (Ин. 15; 13). Защищать свою семью, свой народ, свое государство, его целостность и неделимость - необходимо, в том числе и с помощью оружия. Но такая защита является проявлением любви. А любовь - это то, что направлено на созидание. В то время как война, это всегда убийство и разрушение.
А Бог наш - Бог мира, любви и созидания.
www.pravlife.org
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Митрофорный протоиерей
- Священник