ДУХОВНЫЙ МИНИМУМ ХРИСТИАНИНА. /продолжение 2/
5. СОБЛЮДАТЬ ПОСТЫ.
Каждый христианин обязан подтвердить свое послушание Богу соблюдением установленных Церковью православных постов. Еженедельно, за редким исключением, среды и пятницы – постные. Среды – в память о предательстве Христа Иудой. Пятницы – в память о крестных страданиях распятого в этот день Христа. И, кроме того, ежегодно, четыре больших поста – Великий, Петров, Успенский и Рождественский.
Пост – это воздержание не только от скоромной пищи – мяса, молока, птицы и яиц, но и от всевозможных развлечений, веселья и удовольствий, включая сюда и интимные. «Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачите…» (Лк 6:25). По соблюдению нами постов Бог, прежде всего, проверяет нашу готовность пожертвовать тленным ради нетленного, подчиниться в малом ради соучастия в великом, узнаёт, что для нас более ценно – временное или вечное… И хорошо, если мы Его не разочаруем… «Верный в малом и во многом верен есть; неправедный в малом, и во многом неправеден есть. Если в неправедном имении не были верны, во истинном кто будет иметь вам веру?…» (Лк 16:10-11).
В 90-е годы, в одном из Церковных календарей Московской Патриархии была напечатана статья о постах. В ней было высказано мнение святых отцов Церкви: ни один священник не имеет власти отменить кому-либо пост разрешением на скоромную пищу. Он может только дать послабления в пределах пищи постной. Потому что не он устанавливал пост и не ему его отменять…
Православные! Не искушайте священников просьбами благо-словить вас на вкушение скоромной пищи во время поста! Не пытайтесь разжалобить их своим умирающим видом и авторитетными рекомендациями безбожных врачей. Если убедите – этим не только заставите батюшек превысить свои полномочия, но и, тем самым, внесете в их жизнь немало скорбей. А батюшкам некогда болеть. У них работы много. Они бдят о душах вверенных им Богом людей и должны будут отчитаться за каждого из них перед Господом. Бог предупредил – «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит…» (Мф 18:7). Можно предположить, что того, кто искушает священника, соблазняя его к нарушению установленных законов и правил Церкви, впереди ожидают проблемы, и очень даже немалые.
Всем, кто во время длительного поста «страдает» и «умирает» без мясной и молочной пищи, хотелось бы напомнить, что по задумке Божьей, запас прочности нашего организма и его защитные свойства просто неисчерпаемы. А все сбои в нем происходят, в основном, как отклик на ранее совершенные человеком грехи, в том числе, если не в первую очередь, за нарушения постов. Покаянием, исправлением жизни и удалением от грехов мы приводим свой организм в состояние боевой готовности противостоять возникающим в нем проблемам. В разнообразной здоровой постной пище есть практически весь набор необходимых для поддержания наших сил и здоровья полезных элементов. Надо только захотеть быть здоровым… Надо устыдиться Бога огорчать…
Но если во время длительного поста кому-либо все-таки нужно вкушать молочные продукты в чистом виде, в качестве лекарства, а не лакомства, например, после перенесенной операции или во время затяжной тяжелой болезни, то человек сам договаривается с Богом о приеме молока или творога в течение ограниченного времени (не более двух недель). При этом желательно обещать Богу – по выздоровлении, отдать Ему свой долг дополнительными постными днями. Например, понедельниками… Надо очень постараться – отдать! И там же сказано – «мясо нельзя даже умирающему»… Его вкушение в неположенные дни здоровью пользу не принесет, а вот отношения с Богом может испортить серьезно. Мясо никогда не было лекарством, как и отвары из него. А в качестве питательного средства его всегда можно заменить полноценными постными продуктами. Например, грибами или рыбой.
Если после заключения «договора» с Богом здоровье идет на поправку, значит, договор принят, одобрен и Бог ждет исполнения данных ему обещаний. Если состояние здоровья не только не улучшается, а даже ухудшается, значит, в наших просьбах к Богу присутствовало лукавство. Могли поститься, но… не захотели лишать себя привычных кулинарных радостей. А это не укрылось от внимательного Божьего взгляда…
Несколько слов «утешения» беременным женщинам и роженицам. В Правилах Церкви и в наставлениях святых отцов сказано, что если беременность, роды и послеродовой период протекают без осложнений, то женщина постится обычным образом, соблюдая установленные ограничения в пище. Если есть какие-либо осложнения со здоровьем, то допустимо снижение строгости поста, вплоть до вкушения рыбы и растительного масла. Если роды были трудными, с большой кровопотерей, то такие роженицы вообще освобождаются от поста до своего полного выздоровления.
Будет лукавством перед Богом нарушать пост вкушением молочных продуктов, мотивируя это необходимостью выработки женским организмом грудного молока для кормления ребенка. Кормящим женщинам могу привести в пример буренок, чьим молоком они желают поправить свое здоровье. Буренки-то – вон как постятся! Всю жизнь одной только травкой да сеном питаются! А сколько молока дают – вкусного и полезного! Те женщины, которые сильно озабочены количеством и качеством своего молока, вне всякого сомнения решат свои проблемы, питаясь разнообразной питательной постной пищей в необходимом для здоровья объеме. Тогда и молоко будет, и здоровья прибавится, и дружба с Богом крепче станет…
В качестве информации к размышлению. Святые отцы Церкви, выслушивая многих, «плачущих и рыдающих», резюмировали свои наблюдения в короткой, но ёмкой фразе: «Кто не хочет поститься добровольно, будет поститься вынужденно». На практике это может выглядеть так – война, голод, неурожай, безработица… Возможно и по-другому. Это когда на всем протяжении пути, который проделывает пища в нашем бренном теле, от верхней «дырочки» до нижней, организм вдруг начинает давать сбои…
И приходят язвы, гастриты, колиты, холециститы и прочие «подарки судьбы». Или нечто более жесткое – онкология! Все – по писаному: «кто чем грешит, тот тем и наказывается». В этом же ряду стоит еще одна мерзопакостная болезнь, которая может посетить особенно небрежных в соблюдении постов и дерзко их нарушающих. Болезнь эта – сахарный диабет. С ее приходом – жизнь «медом» не покажется уже никогда. Врагу не пожелаешь…
Чтобы нагляднее увязать сказанное с реалиями сегодняшнего дня, поясню на примере: в Уголовном Кодексе за какие-либо преступления назначается срок, предположим, от 3 до 15 лет лишения свободы. Так вот – кто-то за что-то получает 3 года условно… А другой кто-то, за тоже самое «что-то», но при отягчающих обстоятельствах – 15 лет строгого режима. Так же и в духовной жизни. Одним за нарушение поста всего лишь расстройство желудка, а другим – что-либо из перечня серьезных желудочно-кишечных проблем, подробно описанных в медицинской энциклопедии… Кто-то за гульбу получит «всего лишь» венерическое заболевание или разрушение семьи, а кого-то «осчастливит» синдром иммунодефицита… Кому-то за смирение Бог дарует мудрость, а кого-то, за гордыню, и вовсе разума лишит… Награды всегда найдут своих героев! Вот такие они – судьбоносные варианты! Соображаем, православные! Лучше судьбу не испытывать!
Увы! Тяжкий крест всех болезней и скорбей человек, как правило, себе выбирает сам! Добровольно, беспечно, бездумно… Но, в то же время, каждый болеющий должен понимать, что попущенная Богом болезнь – это не наказание ради наказания, а наказание ради исправления. Для того, чтобы только наказать непонятливых, у Бога впереди времени – целая вечность… Конечно, главное назначение многодневного поста – это более сосредоточенное, целеустремленное движение человека в духовном направлении. В чем ему как раз и помогает соблюдение установленных постных ограничений.
Со стороны, течение жизни верующего человека напоминает подъем по лестнице в многоэтажном доме. Каждый большой пост – это движение вверх по духовным ступенькам. Лестничные площадки – это паузы между постами, украшенные праздничными днями. В эти дни человек отдыхает, расслабляется, набирается сил для нового рывка наверх… А на самом верху, тех, кто до него доберется, кто не застрянет на каком-либо промежуточном «этаже», встретит Сам Господь. И щедро наградит за старание.
Обычно в святые постные дни человек энергичнее наверстывает отложенное или упущенное ранее – свои «долги» в чтении книг Священного Писания, особенно Ветхозаветных, в чтении Псалтыри и творений святых отцов Церкви, в которых они изложили свой драгоценный опыт духовной жизни. Хорошо бы запомнить, какими мы были в начале поста и сравнить – какими мы стали в его конце… И дай нам Бог увидеть в себе положительные изменения, ощутить конкретный результат своих постных подвигов и духовных трудов!
6. ИСПОВЕДЫВАТЬСЯ.
Каждый крещеный человек должен регулярно, но не менее четырех раз в год, исповедывать свои грехи и различные неблаговидные поступки, совершенные им не только явно, но и мысленно, начиная с момента принятия сердцем грешных помыслов и до обдумывания вариантов их осуществления.
Исповедь – это не равнодушная передача священнику «информации к размышлению» о своих, ставших привычными недостатках и пристрастиях. Это не дежурный пересказ ему своих «слабостей» и «шалостей» с конечным резюме – «Вот, такой я! Как все! Что с меня взять?» И с циничным, по сути, требованием – «Пусть Бог простит!»…
Исповедь – это таинство нашего примирения с Богом. Это – возвращение блудного сына к своему Отцу с осознанием своего недостоинства быть причастником Его милостей, с чувством вины и стыда за все свои неправды, за все свое содеянное плохое и с надеждой на Его милосердие…
Исповедь только тогда принесет ожидаемые плоды, если в ее основе лежит твердое намерение исправить свою жизнь и не совершать впредь осознанных нарушений Божьего закона и правил Христовой Церкви. И когда Господь увидит наше искреннее раскаяние в содеянных нами грехах, то сбудется сказанное Им через пророка: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50). И тогда оно состоится – Примирение с Богом! Со всеми вытекающими из этого благими последствиями!
Тем, кто не придает значения смыслу Таинства Исповеди, считает его некоей обязательной для исполнения формальностью, стоящей на пути к причастию; кто не желает примириться с Богом, но давно уже смирился с собственной духовной неопрятностью или вообще не считает ее таковой; кто не готовит себе «брачное одеяние» для пира у Господа, того Он однажды спросит: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И, не дождавшись ответа, повелит ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф 22:12-14).
Прошу задуматься всех, кто уже не раз просил у Бога прощения за свои «дежурные» грехи и многократно выслушивал советы священника по поводу их исправления… Не делая попыток изменить себя, продолжая беспечно жить прежней грешной жизнью, такие верующие рискуют испытать на себе намного более тяжелые последствия своего легкомыслия, чем те, кто еще ни разу не был на исповеди. Апостол выразил это такими словами: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину… вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет 2:21, 22). Не хотелось бы выглядеть в глазах Бога одним из упомянутых животных…
Бывает, что человек, придя к вере, воцерковляется, начинает вести новую жизнь, но в тоже время не ощущает ожидаемого им общения с Богом. Более того, его начинают одолевать новые или усиливаться старые болезни, появляются нежданные скорби, а с ними вместе печаль, растерянность, недоумение… Нередко, происходит и охлаждение веры… В этом случае, прежде всего, необходимо проверить полноту и соответствие правилам Церкви своей подготовки ко Причастию, припомнить, не утаивались ли на исповеди стыдные грехи, которые сохранила память, но которые, из-за стеснения, не были озвучены на исповеди? Надо вернуться к своему прошлому, провести его тщательную ревизию, поискать в нем ускользнувшие от внимания или умышленно утаенные негативные моменты своей жизни и заново очистить себя покаянием.
Ответственность человека за совершенные им грехи, начинается с семилетнего возраста. Но, к сожалению, нередко бывает так, что в детские годы некому было привести ребенка в храм, просветить и наставить его в вопросах веры… И потому вся последующая безбожная жизнь крещеного в детстве человека – это ношение тяжелого Креста своей судьбы, составленного из множество ошибок и нарушений Закона и связанных этим проблем…
Нераскаянные грехи в человеческой судьбе – это, как множество застрявших в нашем теле, заноз. Если от них не избавиться, а только смазывать зеленкой или йодом, то, сколько не смазывай, они все равно будут нарывать, принося телу боль, а душе бесконечные скорби… Занозы-грехи надо вытащить все, без остатка! Проще и безболезненно – когда человек это делает сам во время таинства исповеди. Но когда от «заноз» очищает Господь – это, как правило, больно… Порой даже очень…
Но человеческой натуре свойственно выбирать легкие пути… И потому очень многие озвучивают на исповеди только то, что лежит на поверхности, о чем можно вспомнить, особенно не напрягаясь и не сильно краснея. К сожалению, многие верующие не утруждают себя поисками тех «заноз», которые находятся в «труднодоступных» местах прожитой жизни или «застряли» в ее стыдных моментах. Но, которые, рано или поздно, все равно дадут о себе знать…
Наверно, многие обратили внимание на то, как усиливаются болезни и скорби именно «под занавес» человеческой жизни. Это Господь, по милости своей, помогает нам избавиться от нераскаянных грехов, с которыми в вечную жизнь дорога закрыта. Или дает нам возможность принести Ему плоды, достойные прежде совершенному нами раскаянию и свидетельствующие о нашем исправлении. В современном мире наиболее значимыми перед Богом плодами нашего покаяния являются смиренное терпение болезней и скорбей. И дай Бог, чтобы нам хватило разума и мужества не только смиряться и терпеть, но еще и за все Его благодарить!
Однажды, в наставлениях святых подвижников благочестия, встретил такое выражение: «если на исповеди хоть один грех утаен (умышленно), то вся исповедь считается недействительной». Нужно понимать, что в этом случае человек становится недостойным подходить и к Святому Причастию. А если кто дерзнет оскорбить Бога умышленно удержанными в себе нечистотами и присоединит, присовокупит к ним, через Причастие, Самого Христа, то последствия такого неуважения к высшей для всех нас Святыне, как правило, бывают очень тяжелыми, вплоть до летального исхода. Мм-м-м!?
Суммируя все, вышесказанное, хочу подчеркнуть – каждому, кто пришел к вере после долгого, иногда длиною в жизнь, перерыва, крайне необходима генеральная уборка в «квартире его души» – полная исповедь всего плохого, что было совершено человеком за долгие годы жизни, начиная с семилетнего возраста. Или с момента крещения человека в возрасте зрелом. В этом ему поможет чудесная книга святого старца архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Такое подведение итогов своего прошлого совершается один раз в жизни. На всех последующих исповедях будет озвучиваться только то, что случиться в паузах между ними, и если что всплывет из глубин памяти как «хорошо забытое старое»… Таким подарком памяти Бог награждает тех, кто имеет искреннее желание очиститься перед Ним. Вот тогда и старость наша и сам переход в мир иной будут «безболезненны, непостыдны, мирны»…
Двигаться к Богу нам помогает правильная оценка всего нашего прошлого. Накопленные в нем плюсы и минусы обогащают жизненный опыт и делают более благоразумным (хорошо, если…) наше поведение во всей последующей жизни… Но для того, чтобы наполнить ее еще и духовным содержанием, необходимо заново переосмыслить свое поведение и оценить его, руководствуясь уже Божьими «нормативами»… Наше искреннее раскаяние за все, совершенные в прошлом неправды, в сочетании с твердым намерением не совершать их впредь, преображает жизненный опыт в духовный, учитывая и используя который верующий человек будет подниматься на такой уровень благоразумного поведения, которое поможет ему достигнуть жизни вечной.
Популярное видео
-
08:10
2015 02 01 Проповедь в неделю о мытаре и фарисее
Сергей · 1001 просмотр -
2:24:13
Второй Диспут с Мусульманами(Сысоев vs Полосин)
Владимир · 1092 просмотра -
05:19
Молитва песня Ты прости нас Господь
Евгений Заикин · 1794 просмотра