Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Какая часть Откровения Иоанна (Апокалипсиса) относится к нашему времени?

В 2018 году вышла книга кандидата географических наук Г.П. Аксенова "Глубинная история человека: от христианства до ноосферы". Красной нитью в этой книге проводится мысль о том, что учение Христа (автор сам неоднократно подчеркивает, что рассматривает христианство исключительно с рациональных позиций, то есть как ученый) построено на идее личности - личном спасении, личной ответственности, личной греховности и личной борьбы; что идеал христианина - отделенный от родовой общины осознавший себя личностью человек, взявший свой крест - то предназначение, с которым он пришел в этот мир - и следующий за Христом вплоть до смерти вопреки обществу и его традициям. И что эта самая личность, провозглашенная Христом в Нагорной проповеди, появилась в Европе в XII веке.

Казалось бы, причем здесь Апокалипсис? На первый взгляд, не причем. Вот только даты...

Глава 20 Откровения повествует о том, что после того, как семь Ангелов вылили на Землю семь чаш гнева Господня и был повержен Вавилон, сатана был скован на 1000 лет, чтобы после быть освобожденным "на малое время" (продолжительность которого не определена), в течение которого он будет соблазнять народы - "Гога и Магога" - и собирать их на брань. И что после этой брани все, последовавшие за сатаной, будут уничтожены, остальные оживут и будут судимы по делам и что затем наступит Царствие Божие во веки веков.

А теперь соотносим даты.

Историки утверждают, что Откровение Иоанна было написано не позднее II века. В этому же времени относятся последние исторические сведения о Вавилоне: в хрониках римских легионов упоминается о небольшой деревушке, расположенной на развалинах некогда великого Вавилона, в которой римская армия провела зиму в 115 или 116 гг. - это первая половина II века.

Далее идет период, названный в учебниках истории Средневековьем, "темными веками". В советских школах историю Средних веков изучали в течение одного учебного года, но получали крайне скудные знания об этом времени. Мы помним крестовые походы крестоносцев, Арабский халифат, падение Византии, романское искусство, первые монастыри, фресковые росписи и иконопись, рыцарские романы. Этот период преподносился как полный мрак и безысходность.

Между тем в период Средних веков произошла коренная перестройка европейского сознания - все народы Европы были христианизированы; в большинстве европейских стран, начиная с Римской империи, христианство стало государственной религией. Произошел переход от родо-племенных форм общественного устройства и управления к государственным системам, исчезло рабство и установились экономические отношения. Изменилась структура и роль семьи в обществе, появились новые формы образования, прежде всего, профессионального. Появились новые виды и направления в искусстве - храмовая и замковая архитектура, монументальная живопись; зародились и получили развитие многие виды ремесла, из которых позднее выросли целые отрасли производства. И многое другое... То есть, в период Средних веков, как бабочка в коконе, вызревала та Европа, которую мы знаем сегодня, которая во всей красе проявилась в эпоху Возрождения - эпоху, о которой из школьных учебников истории мы знаем гораздо больше, чем о Средних веках, несмотря на то, что Возрождение изучается всего полгода...

Эпоха Возрождения началась в XII веке. (!)

Со времени последнего упоминания Вавилона в исторических хрониках до начала эпохи Возрождения прошло - ВНИМАНИЕ! - 1000 лет!!!

Возрождение, точнее его первый этап - раннее Возрождение (XII-XIV вв), характеризуется резким изменением образа жизни европейца - появлением городов, развитием университетского образования (первый университет в Болонье открылся в 1089 г.; к середине XIII в. в Европе было 8 университетов, а к концу XV века уже 86 - данные взяты из книги Г.П. Аксенова). В период раннего Возрождения активно развивается академическая наука, основу которой составляет схоластика - система знания, построенная на эмпирических доказательствах (в отличие от античной философии, где истина доказывалась логическими рассуждениями).

На это же время приходится начало эпохи великих географических открытий, во время которых европейские христиане узнали о существовании других континентов и населяющих их нехристианских народах. (Современные исторические исследования показывают, что античные мореплаватели знали о существовании других континентов и населяющих их племенах и оставили их описание в своих документах). Открытие новых земель и народов дало толчок к активной просветительской деятельности христианских миссионеров, но в то же время создало условия для вытеснения христианства с главных, центральных позиций, определяющих жизнь человека и общества в период Средневековья.

Возрождение вновь открывает для европейцев античную культуру и науку, искусство и религию. В XIII веке в европейском христианстве появляется новое направление - томизм, получивший свое название по имени автора - Фомы Аквинского. Он открыл для Европы Аристотеля, соединил его философию с христианскими догмами и представил этот синтез в виде схоластически выверенного религиозного учения. После недолгого сопротивления томизм надежно закрепился в католическом вероучении и стал одним из его основ.

А ещё одно важное изменение, произошедшее в европейском сознании в эпоху раннего Возрождения, на которое Г.П. Аксенов указывает как на главное, - это появление личности, отделенной от рода, самостоятельной и ответственной. Автор, правда, опускает (или упускает) тот факт, что личностями стали единицы - те, собственно, кто остался в истории; в большинстве же случаев люди восприняли индивидуальность, которая позднее трансформировалась в субъективность, затем в субъектность и, наконец, в человека с правами... Но это уже другая история. Это понимание приходит, когда читаешь историю через призму апокалиптического рассказа про "Гога и Магога", число которых "как песок морской".

А теперь выполним небольшой хронологический анализ совместно прочитанных текстов Апокалипсиса и "Глубинной истории человека":

- исчезновение Вавилона как великого города - II век н.э.
Начало Средневековья, которое в разных источниках относится к III-V веку н.э.

- раннее Возрождение - XII век (~1000 лет после исчезновения Вавилона)
появление личности и индивидуальности, резкое и глобальное изменение социальной и религиозной жизни в Европе, формирование нового научного знания

- позднее Возрождение - XVI век (интервал с предыдущим периодом ~400 лет)
попытка церковной инквизиции предотвратить падение нравов в христианской Европе (не совсем гуманными способами, но речь не об этом), начало Реформации

- эпоха Просвещения - XVIII век (интервал с предыдущим периодом ~300 лет)
богоборческие настроения, революции, государственные перевороты

- Новейшее время - ХХ век (интервал с предыдущим периодом ~200 лет)
мировые войны, техногенные катастрофы, сексуальные и культурные революции, диалог культур, выведение Бога за пределы человеческой жизни

- современность - XXI век (интервал с предыдущим периодом ~50 лет)
формирование глобального общества, осознание общечеловеческих ценностей, религиозный ренессанс

Такой анализ ясно показывает, что большинство событий, описанных в Откровении Иоанна Богослова, уже свершилось. Причем событий, описанных буквально, без всяких иносказаний.

И "светлая" эпоха Возрождения, последовавшая после "темного" Средневековья, воспринимается уже несколько иначе...

Так какая часть Апокалипсиса относится к нашему времени?

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы

    Сообщество