Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Вольные рассуждения о концентрации

Сижу и размышляю...

На работе и в жизни есть у меня несколько проектов, на выполнение которых в течение дня я отвожу определенное время. Планируя день и зная, сколько времени у меня уходит на каждое действие, я примерно прогнозирую, какой результат должен быть получен в том или ином проекте к концу дня. Но когда подвожу итоги, выясняется, что и половины не сделано...

Поначалу утешала себя, мол"человек полагает, а Бог располагает"; возможно, я слишком завысила планку... Да ничего я не завысила!!
Я знаю, сколько времени занимает каждое действие - это давно уже выяснено опытным путем; знаю и последовательность действий для каждой конкретной операции (к примеру, приготовить обед или внести запись в базу данных). И, вроде, всё ясно, как Божий день: сумма времени на отдельные действия дает количество времени, необходимое для выполнения операции, и если разделить отведенное на проект время на время, необходимое для каждой операции, то легко получаем количество операций, которое должно быть выполнено по проекту за определенный промежуток времени. А получается почему-то меньше...

Ну, может быть, дело в том, что рабочие и жизненные проекты - это творческий процесс, который требует чуть больше времени, чем необходимо на выполнение элементарных действий; возможно, есть какие-то непредвиденные ситуации, которое требует дополнительного приложения усилий и времени (вроде трудно отстирываемого пятна на детской футболке).
Попробовала закладывать в планы резерв времени, но на результате это не отразилось. Значит, дело не во времени, а в чем-то другом...

Этот вопрос не давал мне покоя, и вдруг я вспомнила о молитве преподобного Серафима Саровского, которую он творил на камне в лесу. Вокруг него собирались толпы демонов, принимающих самые страшные формы, которые старались отвлечь его от молитвы, напугать, согнать с камня и изгнать из леса. Но Серафим всё равно молился до рассвета, не смотря на все бесовские искушения! Он, что, был такой бесстрашный? Или, может быть, он был слеп, глух и бесчувственен?
И тут меня осенило: ведь это именно так и есть! Весь секрет именно в том, что во время молитвы преподобный Серафим был слеп, глух и бесчувственен!

Конечно, преподобного Серафима можно назвать бесстрашным, потому что для того, чтобы жить одному в лесной чаще, нужно иметь определенную смелость; но мы знаем из жития святого, что во время молитвы рядом с ним находились два Ангела, которые защищали его и отгоняли бесов. Да, имея рядом таких Небесных помощников, можно быть бесстрашным.
Но весь секрет в том, что, молясь Пресвятой Богородице, Серафим Саровский так концентрировался на молитве, что не видел бесов, принимавших самые страшные физические формы, не слышал их злобного рычания и не чувствовал замогильного холода, идущего от них. И именно поэтому два Ангела находились неотступно рядом с ним и охраняли его молитву.
А вот если бы он обратил внимание на окружающую его борьбу света с тьмою, если бы потерял концентрацию - как знать, стали бы Ангелы помогать ему в молитвах, и появился бы в наших святцах святой Серафим...

Мысль-то меня осенила, картина Серафимовой молитвы в голове нарисовалась, только причем здесь мои земные проекты? Где связь?
И начала я эту связь искать. Ведь не зря же Господь мне все эти мои рассуждения в мою голову вложил...

Думала я, думала, и вдруг попался мне на просторах наших любимых "Елиц" ответ одного батюшки на вопрос мужчины, который сетовал на то, что не может посещать воскресные Литургии, потому что воскресенья у него являются рабочими днями. И батюшка ему ответил, что не расстраивайся, мол, попусту, работай себе не здоровье, на благо семьи, организации, в которой работаешь, и на благо страны, в которой живешь. И запомнилась в этом ответе одна фраза: "работай, как Литургию служишь..."

Вот она, эта фраза, которая стала очень важным звеном в цепочке рассуждений. А следующим звеном стало наставление блаженной Матроны Московской о том, как надо вести себя в храме во время Литургии. Она говорила, что во время службы нужно стоять с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться на других людей, или выбрать себе какой-нибудь образ (Спасителя или Богородицы, или какого-то святого) и на него смотреть во всё время службы. О чем она говорила? Конечно, о концентрации! Нужно сконцентрироваться!

Вот в этот момент у меня весь пазл и сложился! Каждое наше действие, будь то посещение храмовой службы или осуществление рабочего проекта, или выполнение какой-либо работы по дому - каждое действие должно быть посвящено Богу. Что это значит? Ведь недостаточно сказать "Это действие я посвящаю Тебе, Господи!" Нужно, чтобы это действие, посвященное Богу, было выполнено с полной концентрацией, не отвлекаясь ни на что, словно "литургию служишь".

А вот с концентрацией-то как раз и проблема! Ведь что происходит в нашей жизни? Мы постоянно отвлекаемся.
Во время службы иной раз разглядываем других людей в храме - то "фасон платья интересный, надо запомнить", то "кто же научил его так креститься?!", или "Вот, Царские Врата открыли, интересно, что там происходит?"
И во время работы то же самое: начинаешь делать одно, отвлекаешься на другое - "кто-то что-то сказал, надо прислушаться, вдруг это и меня касается", то кто-то что-то спросил, надо ответить; зайдешь в сеть пост разместить (который, кстати, уже готов, залить его - дело пары секунд) - а там новость интересная, надо прочитать, потом ещё одна и ещё... И ведь знаешь, что время на просмотр новостей запланировано, и всё равно читаешь, потому что потом эта новость затеряется среди других новостей или просто исчезнет - такое тоже бывает...
И всё! Концентрация потеряна, время упущено, запланированное не сделано... И никакие ангелы не помогут, потому что мы сами допустили соблазны в собственное сознание, позволив незначительным вещам отвлечь нас от главного в данный конкретный момент времени.

А потом начинаются "гонки по вертикали" - "догнать уходящие секунды", "запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда" - короче, получив "клювом жареного петуха по известному месту", в авральном порядке доделать то, что не успели сделать вовремя.

В общем, дошло до меня, дуры с двумя высшими образованиями, что корень всех моих проблем в неспособности концентрироваться. Иногда это не получается в силу объективных обстоятельств - мы живем среди людей, тут уж ничего не поделаешь (правда, опыт святых показывает, что концентрироваться можно в любых условиях, и никто из окружающих от этого не пострадает, - ну так на то они и святые!). Но чаще потеря концентрации происходит по собственной вине.

Кажется, меня должно было утешить то, что я не одна такая... Социологи, психологи, футурологи давно уже бьют тревогу по поводу информационного перенасыщения, фрагментарности окружающего нас информационного фона, что является одной из причин неспособности к концентрации. То есть это проблема всего общества и не только сегодняшнего дня. Телевизор, радио, музыкальный плеер и другие свето- и звукоиздающие устройства, работающие фоном и обеспечивающие современному человеку отсутствие тишины; телефоны, мобильные компьютеры и другие гаджеты, снабжающие нас непрерывным потоком информации, которую наш мозг не в состоянии переварить; наконец, ставший уже привычным круглосуточный городской шум, при отсутствии которого у многих начинается настоящая "ломка" - всё это отвлекающие факторы, которые напрочь лишают нас концентрации, аннулируют результаты наших усилий и крадут у нас посвященные Богу дела.

Можете назвать меня параноиком, но мне пришла в голову мысль, что все эти отвлекающие факторы - не что иное, как бесы. Те же бесы, которые окружали в свое время Серафима Саровского, и которых он так блестяще победил. И ему, как победителю, до сих пор аплодируют Ангелы на небесах.

У меня тоже есть Ангел, как и у каждого, кто посвятил себя Христу, приняв Святое Крещение. Только где он, мой Ангел? Почему, несмотря на его присутствие, меня атакуют все эти бесы-соблазны? А он, видимо, стоит и терпеливо ждет, когда я позволю ему защитить себя, защитить мою молитву, мои проекты, мою "работай, как Литургию служишь". Я должна разрешить ему защищать себя! И надо-то для этого самую малость - сконцентрироваться. Но как же трудно это сделать!

Вон, опять что-то интересное промелькнуло; может быть, мне это и не нужно, но ведь интересно же...

Господи, вся надежда лишь на Твою милосердную помощь!