Не DоGмат_24_2 Преподобный Василиск Сибирский (продолжение)
ПУТЬ НА АФОН
---------------------------
В 1792 г. старец Адриан пригласил пустынников Василиска и Зосиму в свой монастырь. Братья были рады, но заявили, что будут жить не в самой обители, а в лесу подле нее. По указу отца Адриана были срублены две кельи. Отшельники прожили в них почти 10 лет. Пять дней в неделю они проводили в лесу, в субботу приходили в монастырь на всенощное бдение, а в воскресенье, после Божественной Литургии, возвращались обратно. В будние дни братья усердно молились. Согласно воспоминаниям, отец Василиск так истово и долго читал Иисусову молитву, что Господь открыл в нем чудо прозорливости. Нередко у отшельников бывали боломольцы, и инок говорил, что грядет в жизни его гости. Также он помогал им, утешая и поддерживая.
В 1799 г. старец Адриан решил уйти в великую схиму. Он тепло попрощался со своими учениками. Монахам Василиску и Зосиме он дал благословение на пустынножительство в Сибири.
Тогда братья решили ослушаться старца. Причина была простой – их привлекал Афон, а не глухая холодная Сибирь. Три раза они пытались отправиться в Грецию, но их задумки срывались. Тогда монахи пошли в Киев, где два месяца прожили в Киево-Печерской лавре. Далее они перебрались в Крым, а оттуда – в Моздок. На Кавказе были неспокойные времена, то и дело на русские гарнизоны совершались набеги коренного населения. По причине частых атак, монахов Василиска и Зосиму под конвоем доставили в Таганрог, а оттуда – в Астрахань. Там иноки поняли, что их судьба – идти на восток. Исполняя просьбу старца Адриана, они купили лошадь и отправились в Сибирь.
Осенью 1800 г. монахи достигли Тобольска и получили разрешение поселиться на территории епархии. После года странствий они остановились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге, в 40-а верстах от ближайшей деревни, Василиск и Зосима выкопали землянку. Они договорились с одним из крестьян, что тот в определенное время станет привозить им продукты.
БЛУЖДАНИЕ И КУЗНЕЦКАЯ ПУСТЫНЬ
-------------------------------------------------------------------
Прошло 20 лет. В очередной раз, отправляясь на зимовку в тайгу, отец Василиск договорился с местными, чтоб им помогли выбраться из леса до сезонного разлива рек. Однако весной в назначенное время никто не пришел. Пробыв в землянке еще какое-то время, иноки решили, что ожидание бесполезно, а из тайги следует выбираться самостоятельно. Они предположили, что одолеют путь за три дня. Но только монахи покинули свои жилища, как заблудились. Ориентироваться по Солнцу они не могли, так как небо было затянуто тучами. Приходилось искать знаки в коре деревьев, муравейниках и мхах. Дорога заняла не одну неделю. Однажды ночью они вышли к реке, через которую должны были переправиться. Надев лыжи, старец Василиск без труда прошел по тонкому льду. Но следовавший за ним Зосима Верховский неожиданно провалился в полынью. Его ноги увязли в воде и мокром снеге, подняться на поверхность мешали лыжи, а чтобы их отвязать, следовало нырять полностью под лед. Отец Василиск долго не мог решиться на спасение утопающего. Во-первых, он сам мог угодить под воду. А во-вторых, после нескольких недель блуждания по лесу его сил осталось крайне мало. Тогда старец воззвал к Пречистой Божией Матери и ступил на лед. Как писал впоследствии святой Зосима Верховский: «Он подал [мне руку], – и я так легко и скоро вышел к нему на берег, что мне кажется – легче, нежели бы я был свободным и не погрязшим! И как мои ноги вышли из лыж, привязанных к ним ременными креплениями, – это весьма удивительно. Только Господь Бог, ради Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, восхотел даровать мне еще жизнь и явить, сколь облагодатствован мой старец».
Еще несколько дней брели путники в поисках человеческого жилища. Ни сил, ни еды у них уже не было. Чудом они заметили на снегу собачьи, а затем и человечьи следы. По ним братья вышли к деревне. Старец Василиск просил у Господа прощения за свои грехи и возблагодарил Его за милость.
Почти три месяца пролежал отец Василиск «как расслабленный». Он продолжал молиться, хотя самостоятельно не мог ни есть, ни пить. Постепенно силы вернулись к нему.
Видя вокруг себя добрых людей, монахи решили остаться в Кузнецком округе, но избегая лишних взглядов, дабы не впасть во грех, Василиск и Зосима ушли в лес. Крестьяне-благодетели недалеко от реки Средняя Терсь срубили им две небольшие кельи. Там отшельники продолжили усердно молиться и заниматься делами на огороде, при этом стараясь не встречаться до субботы. Воскресные и праздничные дни они проводили вместе, читая Писание или ведя духовные беседы. Раз в год для причащения Святых Даров иноков посещал священник. Изредка к ним приходили и крестьяне. Старцы по- своему благодарили их. Отец Василиск делал глиняную посуду, а отец Зосима – деревянную. Денег за свои изделия они практически не брали – лишь на пропитание и одежду.
Так они прожили еще 24 года. За это время вокруг Василиска и Зосимы основалась небольшая группа подвижников, в числе которых - юноша Петр (впоследствии прославленный в сонме праведников).
ОСНОВАНИЕ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО МОНАСТЫРЯ
--------------------------------------------------------------------------------------
Анисия Котохова, городская мещанка, пожелала посвятить себя Господу и стать монахиней. Первой же проблемой оказалось, что поблизости не нет монастыря, а уехать из родных мест она по каким-то причинам не могла. Тогда женщина обратилась за советом к пустынникам. Старец Василиск дал свое благословение на ее житье в небольшой деревне у реки Томь. Практически сразу рядом с Анисией стали появляться сомолитвенницы. Отец Василиск (а иногда и отец Зосима) окормлял их и наставлял к иноческому образу жизни.
Вскоре встал вопрос о переводе монахинь в отдельную обитель. Его бы и не задали, но местные жители воспротивились соседству с инокинями. В 1821 г. отец Зосима по просьбе отца Василиска направился к правящему архиерею Тобольской епархии архиепископу Амвросию. Тот решил вопрос, согласившись отдать монахиням опустевшую Свято-Николаевскую мужскую обитель. Тогда же Священный Синод постановил официально перевести монастырь в разряд женских.
Последние годы Василиск нередко подолгу проживал в этом монастыре, приняв на себя старческое послушание.
Так получилось, что стороны насельниц на Зосиму Верховского появился ропот. В частности говорилось, что он растрачивал монастырское имущество, надменно вел себя с сестрами и пытался учинить в обители раскол. При Синоде была собрана следственная комиссия, на которой и разбирали поступившие жалобы. Старец Василиск не мог присутствовать, но он чудесным образом явился двум членам комиссии. Во сне старец всячески защищал своего друга-пустынника, приводя неоспоримые доводы. Позднее, следствием были заданны те же вопросы, и получены те же самые ответы. В итоге, отец Зосима был полностью оправдан.
КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИСКА
-----------------------------------------------------------------------
Господом иноку Василиску был открыт день смерти. Зная это, накануне он исповедовался и причастился. До самого последнего момента старец читал молитвы, а со словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» испустил дух, словно уснул. Было это 29 декабря 1824 г. Сердце отца Василиска билось еще долго.
Спустя три дня в обитель для прощаний прибыл отец Зосима. За это время тело почившего не окоченело и не давало признаков тлена. Отец Зосима попросил написать с мертвого портрет, ибо при жизни старец Василиск не соглашался на это.
На седьмые сутки, перед погребением, когда тело старца вынули из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого.
Преподобного Василиска похоронили у алтаря Вознесенского собора основанной им Свято-Николаевской обители. В 1913 г. над его могилой была построена, и в 1914 г. - освящена часовня во имя святого мученика Василиска.
В годы Советской Власти собор и часовня были уничтожены, а на их месте поставлены гаражи.
КАНОНИЗАЦИЯ
----------------------------
В конце 1990-х вопросом о прославлении старца в лике святых задался духовник екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря схиархимандрит Авраам. По его инициативе на территории туринского Свято-Николаевского монастыря были организованы раскопки. В 2000 г. состоялось обретение целокупных мощей Василиска Сибирского. Сестры церковно-исторического кабинета подготовили документы на канонизацию.
В 2004 г. старец Василиск был прославлен в лике Преподобных.
Сегодня его святые мощи хранятся в храме Всемилостивого Спаса в городе Екатеринбурге, поселок Елизавет.
Летом 2013 г. ученые-археологи проводили раскопки близ села Увар Новокузнецкого района Кемеровской области. Их целью было найти могилу другого святого – праведного Петра Томского. Захоронение не было найдено, однако специалистам удалось разыскать жилища преподобных Василиска и Зосимы. Среди находок оказались фрагменты фундамента кельи и землянки, где обитали иноки, часть самодельной кирпичной печи, подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки глиняной посуды. Также было найдено основание поклонного креста, который в XIX в. установили местные жители, как память об отшельниках.
В сентябре 2014 г. на месте духовных подвигов сибирских святых епископом Новокузнецкий и Таштагольски Владимиром был возложен закладной камень. Далее на этом месте планируется основать монастырь во имя святых Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Петра Томского.
#Преподобный_Василиск_Сибирский #Василиск_Сибирский #Адриан_Блинский #Преподобный_Зосима #Зосима_Верховский #Праведный_Петр #Петр_Томский #Иисусова_молитва #Сибирь #Киево_Печерская_лавра #Афон #Тобольск #Средняя_Терсь #Томь #Кузнецкая_пустынь #Свято_Николаевский_женский_монастырь #Туринск #Вознесенский_Собор #Храм_Всемилостивого_Спаса #Ново_Тихвинский_монастырь #Екатеринбург #Елизавет