ДЕТИ ЕНАКОВЫ ИСПОЛИНЫ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН
ДЕТИ ЕНАКОВЫ
ИСПОЛИНЫ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН
святитель Николай Сербский
Библейские темы (отрывок) azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/biblejskie-temy=2_8_4
Давным-давно среди людей жили исполины. Предания о них хранят все народы мира; хранит такое предание в своих сказаниях и песнях и сербский народ. Исполины всегда представляются нам как мифологические герои, обладающие сверхчеловеческой силой. Мы могли бы сомневаться в существовании этих исполинов, несмотря на множество легенд и песен, если бы о них не свидетельствовало Священное Писание. Но и в Священном Писании встречаются упоминания и описания исполинов, однако уже не как мифических существ, а как реальных людей, которые действительно существовали как исторические личности. В Библии указаны земли, в которых они жили, описываются их внешний облик и подвиги, а некоторые даже называются по имени: это так называемые дети Енаковы.
Впервые евреи о них узнали от посланников Моисея, которых он направил «высмотреть землю» (Чис.13:3) обетованную. Было это так.
На своем пути из Египта евреи остановились в пустыне Фаран. Народ был недоволен и роптал на Моисея за то, что он увел их из страны Египетской и привел в пустыню. Чтобы утешить и поддержать народ, доказать ему, что он ведет его в страну, которая лучше Египетской, Моисей по Промыслу Божию избрал по одному человеку из двенадцати колен Израилевых и послал в землю Ханаанскую, землю обетованную, которая простиралась перед ними, чтобы они осмотрели ее и рассказали о ней. Ушли двенадцать посланцев в землю Ханаанскую и оставались в ней сорок дней, затем, вернувшись в пустыню Фаран, рассказали обо всем, что видели и узнали: они говорили о богатстве той земли, ее плодородии и обилии земных плодов в ней; говорили, что «в ней подлинно течет молоко и мед» (Чис.13:28). Но с великим страхом говорили они о гигантах, живущих в той земле: «но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» (Чис.13:29). В Хевроне они встретили несколько известных сынов Енаковых, которых они называют по именам: Ахиман, Сесай и Фалмай. Но и в других местах они видели «исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:34). Так говорили десять из двенадцати посланных высматривать землю Ханаанскую. Народ испугался этих рассказов и возмутился против вождя своего Моисея. Двое же из двенадцати, Иисус Навин и Халев, ободряли народ, говоря: «только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.14:9); но народ больше верил тем десятерым и хотел побить камнями Иисуса Навина и Халева.
И в другом месте Библии говорится о Енаковых детях как об исполинах. Стоя у пределов земли Ханаанской, Моисей воззвал к народу: «Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?». Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою» (Втор.9:1–3).
И далее мы находим два описания исполинов: Ога, царя Васанского, и Голиафа Филистимлянина. О царе Оге говорится, что «только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов» (Втор.3:11) (исполинов с той стороны Иордана). О Голиафе же, которого Давид поразил камнем из пращи, сказано: «единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди» (то есть около четырех метров). «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; а самое копье его в шестьсот сиклей железа» (ср.: 1Цар.17:4, 5, 7).
Вот какими были древние исполины в стародавние времена, вот какими, согласно библейской истории, были дети Енаковы.
ПОВЕРЖЕННЫЕ ИСПОЛИНЫ
Енаковы сыны были очень сильны и владели мощным оружием, но лишь материальным. Об их духовной же силе, или нравственном оружии, не сказано ничего, да они и не заботились об этом. Темные язычники, они делали себе идолов из дерева, земли и металла и поклонялись им как богам. О них думал псалмопевец, когда писал: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс.113:12). Но никто из пророков не описал языческое безумие с такой иронией, как великий пророк Исаия. Вот что он пишет о нем: «Он рубит себе кедры; часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним» (ср.: Ис.44:14, 15).
Евреи были испуганы самим рассказом об исполинах, каково же им было встретиться с одним из них лицом к лицу! Когда Голиаф выступил перед войском Саула и начал подстрекать евреев, вызывая себе противника для поединка, тогда «Саул и весь Израиль испугались весьма» (1Цар.17:11). Целое войско испугалось одного человека! И страх этот продолжался не час и не день, а целых сорок дней! Один исполин держал в страхе и трепете целое войско сорок дней!
И все-таки физическая сила, физическое оружие и гигантский рост не помогли сынам Енаковым, исполинам. Все они погибли, были истреблены все до единого. Их победили те люди, которые выглядели рядом с ними «как саранча». Поклонники единого истинного и Живого Бога победили и перебили поклонников слепых и глухих идолов. Дух победил плоть, духовное оружие сломило оружие материальное. Произошло то, что Господь предрек устами Моисея: «пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча» (Лев.26:8). И еще при жизни Моисея народ израильский победил исполинов по ту сторону Иордана: Сигона, царя Аморрейского, Ога, царя Васанского (Пс.135:19–20). А по эту сторону, в земле Ханаанской, земле обетованной, их победил и истребил Иисус Навин, преемник Моисея, тот самый Иисус Навин, который ходил в землю Ханаанскую и говорил израильскому народу, чтобы он не боялся исполинов. «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее, – говорил мужественный Навин, – не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.14:8, 9). Разъяренные евреи уже подняли камни, чтобы побить Иисуса Навина, но Господь сохранил его. Тот самый Иисус Навин, ведомый и хранимый Господом, позже не раз сталкивался с исполинами в сражениях и всюду побеждал их, пока не истребил полностью. В Священном Писании сказано, что пришел Иисус и уничтожил Енаковых сынов вместе с городами их, ни одного енакиита не пощадил в земле сынов Израиля, только в Газе, Гефе (откуда родом Голиаф) и Азоте они еще остались. В этих войнах против енакиитов принимал участие и Халев, единомышленник Иисуса. Он побил сынов Енаковых в Хевроне, изгнав оттуда трех сынов Енаковых – Ахимана, Сесая и Фалмая (Чис.13:23).
Последним исполином, упоминаемым в Библии, был Голиаф из Гефы, которого Давид убил из пращи. Когда Давид появился перед исполином, в своей пастушеской одежде, без копья, меча и щита, посмеялся над ним Голиаф «и проклял... своими богами» (ср.: 1Цар.17:43). «А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; и ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле» (ср.: 1Цар.17:45–46). И достал Давид из сумки камень, и метнул его из пращи, и попал Голиафу в лоб, и он навзничь пал на землю.
Так был окончательно истреблен род телесных исполинов, вооруженных материальным оружием. Так исчезли без следа сыны Енаковы, которые в давнопрошедшие, древние времена были известны своей силой и непобедимы и рядом с которыми все остальные люди выглядели словно саранча. И хотя были их «города укрепленные, весьма большие» (Чис.13:29), оружие – щиты и мечи огромные, броня из бронзы и копья их «в шестьсот сиклей железа» (1Цар.17:7), но духовно и нравственно, в отношении истинной веры, справедливости и благочестия, эти силачи, телесные исполины, по сравнению с народом Божиим воистину были подобны саранче. Потому и исчезли они с лица земли и погибло племя их. Так говорит Священное Писание.
СОВРЕМЕННЫЕ ЕНАКИИТЫ
– Скажи мне, внучек, чем заняты современные люди? Ослеп дед твой и не видит, что на свете происходит.
– Вооружаются, дедушка.
– Против кого же вооружаются современные люди, внучек?
– Против людей, дедушка.
– Это не ново. Это старо, как Каин и Ламех. Но скажи мне, дитя мое: на какое оружие надеются люди?
– Больше всего они надеются на силу мышц и на металл. Они открыли Министерство физического воспитания. Сделали из железа оружие для войн на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе.
– Это же ожившие енакииты! А какому Богу они поклоняются и на какого Бога надеются?
– Поклоняются телу, деньгам и металлу. На этих богов надеются, их умножают без меры во всех своих землях.
– Да, да, это ожившие сыны Енаковы. Разве не видишь, дитя? Погибнут они, ручаюсь тебе разумом моим, который видит лучше глаз. Но скажи мне: может быть, они одновременно вооружаются благочестием, добротой, истиной, справедливостью, милосердием, душевной чистотой, верностью, взаимным терпением?
– Нет, дедушка, они смотрят на все это как на старомодные побрякушки и считают ненужным. Главное их оружие – физическая сила, точные измерения, дисциплина, металл, деньги, ядовитые газы, напалм, порох, свинец, пропаганда, шпионаж, тайные общества и союзы... Вот что, дедушка.
– О чадо, что ты говоришь? Поистине, это оборотни, которые жили некогда в земле Ханаанской, исполины, сыны Енаковы, которые по воле Бога Всевышнего были истреблены народом Божиим. Правду говорю тебе, такие, как они, не могут жить в мире с Богом, ибо уже воюют с Ним. Если бы я поклялся тебе зрением своим, ничтожна была бы моя клятва, но клянусь тебе своим разумом, который видит ясно, как никогда, – погибнут! С ними будет то же, что и с сынами Енаковыми. А ну-ка скажи мне, внучек, все ли народы в мире одинаково отвергают духовное и нравственное оружие и заняты материальным вооружением или есть среди них другие?
– Есть и другие, но их все меньше. Европа впереди себя самой и всех других народов в духовно-нравственном «разоружении» и преуспевает в материальном вооружении. С нее стали брать пример и свободные народы Африки и Азии: они клянут ее, но все же пытаются за ней угнаться. Смеются над ней, но все больше уподобляются ей. Ужасаются ей и ее оружию – и тем же оружием вооружаются. Гордятся своей верой и открывают ворота европейскому безбожию. Спешат освободиться от внешнего рабства у Европы, а сами все туже заковывают себя в кандалы всех ее зол. Все народы готовятся к войне. И сейчас «вооружение» – самое расхожее слово, обозначающее самый доходный товар. Не знаю, дедушка, кто победит, а кто проиграет и погибнет.
– Я тебе скажу, чадо, не победят енакииты. Не победят идолопоклонники. Не победит физическая сила, не победит военная мощь. Если войну развяжут народы, одинаково напоенные безбожным духом Енаковым, они будут истреблять друг друга без победы с той или другой стороны. Войны их будут тянуться бесконечно, никто не победит, все проиграют. Если же война вспыхнет между двумя народами, один из которых будет духа Енакова, а другой Божиего, реальную и окончательную победу одержит народ, в котором живет дух Божий. «Не бойся» (Лк.12:32), – сказал Всевышний народу, который на Него надеялся, Его на помощь призывал и Его закон исполнял. Если сегодня найдется такой народ, пусть самый малочисленный, но освященный истиной, вооруженный правдой, опоясанный благочестием и сплоченный добром и братолюбием, такому народу присудит Господь победу и славу, даже если на этот народ восстанет весь мир. Веришь ли ты мне, дитя?
– Верю, дедушка. Ты всегда говоришь правду. Верю всему, что ты говоришь. Ты для меня живая Библия.
– Бог да благословит тебя, внучек.
НЕПОБЕДИМОЕ ОРУЖИЕ
Народ православный, вооружаешься ли? Чем вооружаешься?
Вооружаешься ли, как сыны Енаковы, материальным оружием; вооружаешься ли, как идолопоклонники, оружием из земли, камня, дерева, воды, воздуха и огня; вооружаешься ли только оружием видимым, как те народы, которые отпали от Бога и Богом оставлены? Тогда тщетно трудишься, тщетно тратишься, тщетно готовишься: твоя битва уже проиграна. Так же когда-то были вооружены земные исполины против народа, который был рядом с ними «как саранча», но «саранча» с исполинской верой, справедливостью, благочестием и целомудрием.
Если же и ты вооружаешься исполинской верой, справедливостью, благородством и достоинством, если берешь в союзники Бога, Который все видит и все может, если очищаешься от греха и омываешься от беззаконий покаянием и исправлением, если крестом осеняешься и молитвой укрепляешься, – тогда битва твоя уже сейчас увенчана победой. Господь будет воевать за тебя и сохранит тебя в страшный час опасности.
Гедеон и триста человек из народа его, вооруженные духом и истиной, победили и уничтожили неисчислимое воинство язычников-мадианитян.
Царь Константин, вооруженный крестным знамением, одержал победу над превосходящим его в силе языческим войском царя-безбожника Максентия.
Великий князь Димитрий с небольшим православным, покаянным и священным, русским войском, которое благословил именем Божиим преподобный Сергий, разбил татаро-монгольскую рать на Куликовом поле.
Хотя войска Карагеоргия7) всегда уступали в численности и оснащении туркам, они неизменно выходили из битвы с победой. Карагеоргий сам много молился и вел сербов под крестоносной хоругвью, но и сербский народ был тогда надежно вооружен верой и благочестием и малым числом побеждал большее войско, и пушки из ствола черешни оказывались сильнее железных. Такими же, как Карагеоргий, были и князь Милош8), и наши сербские крестьянские князья, воеводы креста и свободы.
В последних войнах против турецкой и австрийской сил сербы малым войском побеждали войско великое.
Народ православный, слушай и запомни это слово Божие: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев.26:14, 17).
Народ православный, послушай и запомни этот совет апостольский: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам было можно стать против козней диавольских, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Во всеоружие Божие» – говорит святой Апостол, но оружие Божие – оружие духовное, а не физическое. Дальше Апостол объясняет: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время со всяким постоянством и молением» (ср.: Еф.6:11, 13–18). Кто вооружится таким духовным оружием, тот сможет привлечь себе союзником и защитником Бога всесильного и погасить все раскаленные бесовские стрелы Енаковы. Только с помощью духовного и нравственного оружия военное оружие приобретает свою цену. Об этом свидетельствует Библия, об этом свидетельствует все твое прошлое, народ православный. Одно только военное оружие без оружия духовного смертельно прежде всего для того, кто им вооружен, против него же оно обратится, и погибнет он от собственной руки, от своего же оружия.
Если не хочешь шаткого мира и проигранной войны, прилепись к Господу Богу своему и закону Его, и Бог благословит тебя и в мире, и в рати, добрый мой народ православный. Да будет так. Аминь.
Святитель Николай Сербский (1880–1956).
Интересные личности
- Священник
- Священник
А кто такие Сыны Божьи?
Вадим Румянцев, в допотопное время, Библия так называет потомков Сифа. В Апостольских посланиях апостолы( Иоан, Петр). называют верующих детьми Божиими.
Вадим Румянцев, меня тоже интересовал этот вопрос. Если учесть этот ответ http://www.pravmir.ru/v-samosozhalenii-chasto-korenitsya-prichina-nashix-pora... и "О росте исполинов
Распространено мнение, что исполины были громадного роста. Это связано с тем, что слово «исполины» (нефилим) встречается в...
Развернуть
Вадим Румянцев, меня тоже интересовал этот вопрос. Если учесть этот ответ http://www.pravmir.ru/v-samosozhalenii-chasto-korenitsya-prichina-nashix-pora... и "О росте исполинов
Распространено мнение, что исполины были громадного роста. Это связано с тем, что слово «исполины» (нефилим) встречается в Библии всего два раза — книге Бытия (Быт. 6:1-4) и книге Чисел (Чис. 13:34). Если в первом случае имеются ввиду потомки «сынов Божьих» и «дочерей человеческих» и об их росте ничего не сказано, то во втором случае еврейские разведчики так называют встреченных ими сынов Енаковых, чей рост был очень велик — «мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их». Между этими племенами не может быть этнической связи, потому что нефилимы, описанные в книге Бытия, погибли в водах Великого потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Втор. 2:10-11, 2:20-21; Нав. 12:4, 13:12), но в оригинале употреблен другой этноним — рефаимы.[9] " (https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EF%EE%EB%E8%ED%FB) . Также и это "Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12:25).Дочерями человеческими названы потомки Каина.
«В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит "нефилимы". В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы "сынами Енаковыми, от исполинского рода". Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом "шесть локтей и пяди" (ок. 2 м. 92, 5 см.) (1Цар.17:4).
Поскольку корень слова нефилим означает "разрушать, ниспровергать, развращать", то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: "И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп." (http://www.pravoslavie.ru/answers/6368.htm). Спаси Господи!
Свернуть
Анастасия, когда еврейские разведчики говорили о том, что они видели исполинов, они могли лукавить. Если почитать это место в Св. Писании то видно, что эти разведчики противились, как и остальной народ в большинстве, идти в землю обетованную. Почему собственно и Моисей не повел их короткой дорого...
Развернуть
Анастасия, когда еврейские разведчики говорили о том, что они видели исполинов, они могли лукавить. Если почитать это место в Св. Писании то видно, что эти разведчики противились, как и остальной народ в большинстве, идти в землю обетованную. Почему собственно и Моисей не повел их короткой дорогой, а по повелению Божию они странствовали 40 лет, что бы умерло поколение выросшее в Египте.
Свернуть
Ну и как исполины выжили после потопа?
Вадим Румянцев, мне приходила мысль, что может в генетической „памяти " Ноя и его сыновей оставались следы „великоростости” и возможно у кого-то из сыновей Ноя периодически рождались потомки с ростом выше среднего. Слышал, что случается родится у белых родителей ребенку с чертами негроидной рассы...
Развернуть
Вадим Румянцев, мне приходила мысль, что может в генетической „памяти " Ноя и его сыновей оставались следы „великоростости” и возможно у кого-то из сыновей Ноя периодически рождались потомки с ростом выше среднего. Слышал, что случается родится у белых родителей ребенку с чертами негроидной рассы, когда до них, за несколько поколений были в родне негры.
Свернуть
Великан Роберт
https://pp.vk.me/c7011/v7011766/726/4gRjr0HzJCE.jpg
https://pp.vk.me/c7011/v7011766/711/sOpfAJWI7Tc.jpg
Фёдор МахновМахнов
https://m.vk.com/photo-26387811_353312271?list=wall231656013_121&from;=profile
последний рефаимский царь Ог Васанский. Судя по воспоминаниям древних, Ог был фигурой исключительной даже на фоне богатой на все значительное истории Палестины. Флавий, принадлежавший к племени исконных рефаимских недругов, и тот отдавал должное царственному облику и дарованиям этого человека. “О...
Развернуть
последний рефаимский царь Ог Васанский. Судя по воспоминаниям древних, Ог был фигурой исключительной даже на фоне богатой на все значительное истории Палестины. Флавий, принадлежавший к племени исконных рефаимских недругов, и тот отдавал должное царственному облику и дарованиям этого человека. “Ог отличался исполинским ростом и редкой красотой; при этом ему была присуща необыкновенная храбрость, которая вполне отвечала его статному красивому телосложению”, - писал знаменитый историк.Его гигантская железная кровать хранилась в Палестине как реликвия.
Свернуть
О поединках с Рефаимами говорится, и много говорится, 2Царств.2Цар 21:16-22: "Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил ег...
Развернуть
О поединках с Рефаимами говорится, и много говорится, 2Царств.2Цар 21:16-22: "Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля. Потом была снова война с Филистимлянами в Гобе; тогда Совохай Хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаимов. Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей. Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов, и он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его." Так что тот Голиаф Гефянин, которого Давид поверг был далеко не последним Рефаимом, и даже, скорее всего, не последним Голиафом из Гефы.
Свернуть