В Гомельской епархии обнаружили уникальную икону XVI века
При проведении реставрационных работ в Гомельском епархиальном управлении БПЦ выяснили, что недавно проступившая икона «Богородица» написана около 400 лет назад в традициях итальянского Ренессанса.
Икону обнаружил в деревне Уза Гомельского района и доставил в реставрационную мастерскую епископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Первоначально икона ничем не привлекала к себе внимание, но при ее первичной расчистке выяснилось, что под напластованиями новой краски скрыта старинная живопись.
— Только после полного раскрытия иконы от трех более поздних слоев краски выяснилось, что перед нами уникальное для Гомельского региона произведение. Даже самая осторожная оценка позволяет отнести первоначальное изображение Богородицы к XVII веку. Более смелая датировка может предполагать, что икона написана в конце XVI — начале XVII столетия. Об этом свидетельствует и способ обработки досок самой иконы. А самое главное — изображение Божьей Матери (Мадонны) выполнено в манере итальянской живописи, под явным влиянием искусства Возрождения. Об этом говорит и пропорция композиции, и характерное положение фигуры Мадонны, и мягкая, воздушная прорисовка ликов. Икона выполнена темперной краской на очень тонком слое левкаса (основа для письма из смеси мела и осетрового клея). Одним из аналогов этой работы по технике и живописной подаче является, например, икона XVI века «Непорочное зачатие» из Троицкого храма в Шиловичах Волковысского района. Но характер исполнения гродненской иконы больше соответствует местной манере. А вот наша Мадонна написана в типично итальянском стиле, — рассказала TUT.BY древлехранитель и реставратор гомельской епархии Елена Попова.
На иконе юная Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках стоит на полусфере, означающей Землю, на которую она принесла Сына Божьего. Нельзя не отметить удивительной улыбки «гомельской» Мадонны — она чем-то напоминает загадочную улыбку Джоконды.
Кто был автором этого произведения — пока можно только догадываться. Была ли икона привезена на территорию Великого княжества Литовского с далеких Апеннин? Или ее написал итальянский мастер, прибывший в Беларусь? Не исключено, что икону создал и белорусский иконописец, прошедший обучение в Италии или просто местный «богомаз»-самородок, сумевший очень точно, до мельчайших деталей, подражать фряжскому письму. При реставрации выяснилось, что гомельская Мадонна написана в западноевропейской традиции, где ее часто изображали с непокрытой головой. В таком виде она была изображена первоначально. И только впоследствии на голову Божьей Матери дорисовали плат.
Гомельская Мадонна пережила сложную судьбу, схожую с судьбой Беларуси, которую в те времена потрясали религиозные войны и конфликты, переходы из одной церковной конфессии в другую. Помимо всего этого, икона была расстреляна. Когда «Мадонне» делали рентгеновский снимок, то обнаружили, что она начинена металлом. При снятии верхнего красочного слоя открылись пробоины — в икону стреляли свинцовой дробью. Это могло произойти во время военных событий, а также стать результатом действий вандалов.
К систематическим реставрационным работам в гомельской епархии приступили недавно. Заведующий канцелярией епархии Василий Черняков рассказал, что в декабре 2014 года по решению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и священного Синода РПЦ был создан институт древлехранителей. Гомельская епархия стала первой в Беларуси, которая ввела у себя эту должность. Согласно решению Синода, главной задачей древлехранителей является сохранение и передача будущим поколениям наследия Православной церкви, «запечатленной в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры…».
— Наш владыка Стефан всегда много внимания уделяет сбережению древностей. Еще во время служения в Мозырской и Туровской епархии он стал инициатором создания церковного музея, немало сделал для сохранения Свято-Михайловского храма. Нами было уточнено, что строительство храма началось ранее, чем указано в охранном свидетельстве — он был построен в середине XVII столетия. В Польше нам удалось обнаружить старинные гравюры, изображающие мозырский собор, в том числе — и лежащим в руинах. Но в Мозыре нам не хватало специалистов по реставрации. В прошлом в связи с закрытием части церквей иконы и богослужебные книги сносили в действующие храмы. Но не в каждом сельском приходе они могут храниться в должных условиях. Сегодня важно спасти и сохранить эти ценности. Поэтому в Гомельской епархии мы и начали работу по каталогизации культурно-исторических ценностей и их реставрации. При этом часть приведенных в порядок вещей останется в местных приходах, часть будет передаваться в музей, — рассказал Василий Черняков.
Идея создания в Гомеле церковного музея также принадлежит епископу Гомельскому и Жлобинскому Стефану. Причем это будет не просто место экспонирования культовых предметов, но музей — действующий храм. В храме-музее будут специальный иконостас и Царские Врата. Здесь многое станет прозрачным, даже — алтарь, чтобы посетители смогли воочию увидеть все, что находится внутри. Люди смогут прикоснуться и к христианской духовности, и одновременно — получить точную, достоверную информацию из музейной экспозиции.
По словам Василия Чернякова, музей-храм предполагается открыть в новом здании Гомельского епархиального управления на территории Свято-Никольского мужского монастыря. Открытие музея запланировано на 2016 год. Сегодня все работы финансируются за счет средств Гомельской епархии.
По материалам TUT.BY