Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

О сопротивлении злу силою (И.А. Ильин)

В самом преддверии проблемы необходимо установить с очевидностью, что
о несопротивлении злу в буквальном смысле этого слова никто из честных
людей и не думает, что одна склонность к такому несопротивлению
превращает человека из нравственного врача и духовного субъекта – в
нравственного пациента и в объект духовного воспитания. А это значит,
что не он будет обсуждать проблему непротивления, а уже про него будет идти спор, что именно с ним делать и как именно следует противиться ему или чему-то, что есть в нем.

В самом деле, что означало бы «непротивление» в смысле отсутствия всякого сопротивления? Это означало бы приятие
зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и
власти. Если бы при таких условиях восстание зла произошло, а
несопротивление продолжалось, то это означало бы подчинение ему,
самопредание ему, участие в нем и, наконец, превращение себя в его
орудие, в его орган, в его рассадник – наслаждение им и поглощение им.
Это было бы вначале добровольное саморастление и самозаражение, это было
бы в конце – активное распространение заразы среди других людей и
вовлечение их в сопогибель. Но тот, кто совсем не
сопротивляется злу, тот воздерживается и от порицания его, ибо
порицание, хотя бы вполне внутреннее и молчаливое (если бы таковое было
возможно!), – есть уже внутреннее сопротивление, чреватое практическими
выводами и напряжениями, борьбой и сопротивлением. Мало того, пока живо в
душе неодобрение или хотя бы смутное отвращение, до тех пор человек еще
сопротивляется: он, может быть, восстает нецельно, но он
все-таки раздвоен, он борется внутри себя, и вследствие этого самое
приятие зла не удается ему; даже совсем пассивный вовне, он
сопротивляется злу внутренне, осуждает его, возмущается, разоблачает его
перед самим собою, не поддается его страхам и соблазнам и, даже
поддаваясь отчасти, корит себя за это, собирается с духом, негодует на
себя, отвращается от него и очищается в покаянии, даже
захлебываясь, сопротивляется и не тонет. Но именно поэтому полное
отсутствие всякого сопротивления, и внешнего и внутреннего, требует,
чтобы прекратилось осуждение, чтобы стихло порицание, чтобы возобладало одобрение зла.
Поэтому несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости
уверить себя, что зло – не совсем плохо и не так уж безусловно есть
зло, что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало,
что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему
удается уговорить себя, заговорить свое здоровое отвращение и уверить
себя в белизне черноты, – угасают остатки сопротивления и осуществляется
самопредание. И когда отвращение стихает и зло уже не переживается, как
зло, тогда приятие незаметно становится цельным: душа начинает верить,
что черное – бело, приспособляется и уподобляется, становится сама
черною, и вот уже одобряет и наслаждается, и, естественно, восхваляет
то, что дает ей наслаждение.

Таков духовный закон: несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым.
Ибо «зло» – не пустое слово, не отвлеченное понятие, не логическая
возможность и не «результат субъективной оценки». Зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата.
(Отрывок из "2. О самопредании злу")

azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu
Если кому интересно, то в аудио формате:
rutracker.net/forum/viewtopic.php?t=4645458
Это зеркало Рутрекера, поэтому, думаю проблем не будет.