Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о трезвости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о трезвости.
Доклад на съезде православной молодежи Барнаульско-Алтайской епархии. Балакина Елизавета. http://trezvenie.org/news/full/&id;=572
О водка, водка! Сколько зла творится из-за тебя на Руси-матушке! Сколько добра гибнет по твоей милости! Ведь добро-то так сродно, так любо и мило русскому сердцу православному! Ведь никто на свете не умеет так добра творить, так широко, такой щедрой рукой его рассыпать, как православный русский человек! И как много-много мешает этому добру эта водка злосчастная! Она встречает младенца у самой его колыбели: лишь только окрестили малютку, как уже начинается пир на радостях и нередко колыбель новокрещенного дитяти, охраняемая светлыми крылами Ангела Хранителя, уже оглашается пьяными песнями и сквернословием пирующих на его крестинах, и горько плачет Ангел Божий у колыбели младенца, взирая на сие великое безчиние!.. Водкой же ныне провожают и в могилу; бывало еще так недавно, каких-нибудь полсотни лет тому назад, грехом считали православные русские люди ставить водку на поминальных обедах, говорили: "Вино веселит человека, а теперь не до веселья, когда человек умер"; а теперь ни одни поминки не обходятся без водки, и как бывает горько видеть, что эти поминки обращаются в тризну языческую О, да вразумит Господь всех пьющих и непьющих, как положить конец этому злу великому, как прекратить пьянство-окаянство на Святой Руси.[1]

Эти слова принадлежат великому праведнику земли Русской святому Иоанну Кронштадтскому.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский! Кому не известно это имя? Он был и остается Всероссийским батюшкой, истинным «служителем Христа Воскресшего».

Служение отца Иоанна пришлось на непростое для России время: смерть императора Александра III, революция 1905-1907 гг., Русско-Японская война; отступление от Бога и Церкви; ереси; расколы, пьянство. И когда у некоторых опускались руки при виде собственных скорбей, отец Иоанн говорил: «А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим, и легче тебе станет». (из беседы со св. прав. Алексием Мечевым). Именно так поступал он сам.

Пьянство – это вечный бич русского народа, с которым столкнулся молодой священник в Кронштадте. Как он сам писал: «Город этот военный: здесь на каждом шагу встречаешь военных, матросов, мастеровых из гавани. Матросы, попав на берег, стараются использовать свое свободное время во всю ширь, получить как можно больше удовольствий. Поэтому здесь всегда можно было встретить на улицах пьяных и слышать о многих безобразиях. С первых же дней служения мое сердце стало болеть при виде такой нехорошей, греховной жизни, и, естественно, появилось твердое намерение как-нибудь исправить этот пьяный, но хороший по своей душе народ. Поэтому я начал как можно чаще обращаться к ним со словом обличения, увещевания и вразумления, убеждая их бороться со своей страстью и для этого как можно чаще посещать храм Божий, чтобы хоть утро проводить в трезвости».[2]

-Батюшка! - говорил отцу Иоанну один писатель, - я всегда, а в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и спаивающих народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, говорят, что я пристрастен, что я преувеличиваю, что пьянство…

Глаза пастыря засверкали, он взял его за руку и вдохновенно произнес:

– Пишите, дорогой мой, пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать! Нет ЗЛА столь великаго и гибельнаго, нет врага сильнейшаго, как народное пьянство. Хорошо делает ваш редактор, что возстал против этот врага Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика. Ах, знаете ли, я видел добраго хорошаго семьянина, который спился и с ножом бросался на жену, чуть не зарезал ея, а жена такая кроткая, добрая. Только вино, одно вино превратило этого семьянина в зверя! И сколько подобных примеров! Пьянство не только есть непотребство, оно рождает массу других пороков и преступлений; оно развращает целыя деревни, села, города! …[3]

Страшные последствия, которые влекло за собой пьянство о. Иоанн видел и в деревнях, и в селах, и в городах. Казалось, даже слово проповеди будет бессильно. Вот как об этом повествует митрополит Вениамин (Федченков):

«Отец Иоанн снова возвысил гневно слово о грехах, и в частности против пьянства и курения, призывая всех к покаянию. Но вдруг в середине речи он останавливается, сомневаясь в действительности и пользе своего обличения:

– Впрочем, что я говорю? Не будет ли голос мой “гласом вопиющего в пустыне”? Кто знает? – Но тут же исправляется: – А может быть, где-нибудь он и плодотворно отзовется: Бог, пред лицем Которого и во имя Которого я говорю, всесилен!.. Дело нашей немощи – сказать слово!»[4]

В своем дневнике отец Иоанн пишет:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, – и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане! Ибо что мы видим, в праздники? – Праздность совершенную, разнузданность плоти – пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу!...

Ах! Доколе мы – священники не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни… чтобы и все силы свои, всю жизнь свою употребить во славу Божию – на искоренение между христианами этих непотребство?... Есть много и нашей вины в том, что христиане не так проводят праздники, как должно; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их со всяким долготерпением и учением – проводить праздники и вообще жизнь по-христиански. Мы мало говорим о праздности, пьянстве, распутстве, мы не гремим в церкви Божией словом Божиим против этих пороков, страшно овладевших христианами нашего города… Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от Святой Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц и даем чрез то этим заразительным и мерзским порокам все более и более усиливаться…»[5]

Неустанно звучало его слово, обращенное к пастве о необходимости трезвости:.

О святом Иоанне Предтече сказано: «Вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится… (Лк. 1, 15). Как много значит не пить вина и сикера! Непитие тесно связано с вселением Духа Святого».[6]

«Вино, и в малом количестве принятое, отягощает своими парами тело и волнует кровь»[7]

«По той мере, как увеличивается служение наше плоти, ослабляется духовная наша сторона, плоть покоряет себе дух, подавляя его небесные стремления. Положим, что вы постились несколько дней и душою почувствовали всю пользу поста; но попробуйте выпить две рюмки водки и закусить хорошенько – станете после этого на молитву и увидите, как далека искренняя молитва от вашего сердца, как далече сердце ваше от Бога, как плоть влечет вас долу, как сердце ваше одебелело (Ис. 6, 10; Деян. 28, 27)…».[8]

Святой поучает, что источником радости для православного должны быть Святые Дары, а не хмельные напитки.

«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьешь водку?» – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьешь еще…увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет ни мало; и веселит сердце чисто, возвышенно, покойно; а “вино веселит сердце” (Пс. 103, 15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и в теле… – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодием. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою».[9]

Святой призывает: «Два господствующие у нас порока бесстыдно поднимают голову свою: пьянство и распутство. Поразим их, по долгу нашему, мечом Слова Божия».[10]

Но не только слово было оружием подвижника. Многих спасли пример и горячая молитва праведника, обратили от недуга к совершенной трезвости. Выстроенный заботами отца Иоанна Дом трудолюбия в Петербурге послужил к исправлению многих отчаявятошихся. Всякий желающий мог получить здесь простую работу, небольшую плату за труд, здоровую, сытную пищу и ночлег. Здесь каждый "одумавшийся" алкоголик, благодаря существованию такого Дома, мог обрести материальную и духовную поддержку, время и силы для нравственной перемены и возвращения к самостоятельной, осмысленной в христианском духе и трезвой жизни.

Сегодня в России потребление алкоголя на душу населения увеличилось по сравнению со временем святого праведного Иоанна Кронштадтского почти в десять раз. Как никогда актуальны сегодня слова праведника:

“Хотя, положим, от табаку и вина много материальной выгоды фабрикантам и винокурам.., но зато государство тысячами в день теряет могущих приносить громадную пользу граждан, которые гибнут от пьянства, а Церковь – членов своих… А отсюда следует то, что пьянство и курение табака необходимо ограничить кому следует, ради благосостояния народного, религиозно-нравственнаго, экономическаго и физическаго».[11]

“Что такое питейные дома? Западни диавола. В домах ставят какую-нибудь посуду с мухоморною водою для изведения мух; мухи напьются ея, опьянеют и потом издыхают. Подобно этому и питейные дома... Винопродавцы, простите мне, – не человекоубийцы ли вы? Как так? Очень просто. Человек, особенно простой, необразованный, да и всяк – слаб, грешен: его легко втравить во всякий порок. А содержатели питейных домов втравливают бедный народ в пьянство. Но, горе человеку тому, говорит Спаситель, имже соблазн приходит ибо Сын человеческий, Сын Божий, прииде взыскати и спасти погибшаго (Мф. XVII 7, 11). Горе строющим, и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно, и душевно, как мухи от мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи, а содержатели этих домов виновны в их погибели. А кто эти погибающие? – Дети Отца небеснаго; дети Господа Животворящаго, породившаго их в купели крещения. Имеяй уши слышати да слышит!»[12]

Поэтому будем же и мы усердно внимать проповедям великого пастыря и содействовать распространению трезвости и спасению России от алкогольного геноцида.

На фотографиях Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Иоанновский монастырь на Карповке, дом трудолюбия, построенный о. Иоанном.

[1] potir.orthodoxy.ru\lib02-005.htm

[2] trezvenie.org/forum/index.php?topic=253.0

[3]Книга: «Источник живой воды» Жизнеописание св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.Составлено Н.И. Большаковым.Санкт-Петербург 1995 г. с.585.

[4]Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику. Извлечения из дневниковых тетрадей. Составитель монахиня Серафима (Иванова) /Издательство «Отчий дом» Москва 2006 год. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/ (с.16)

[5] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том III. 1860-1861 гг. (с.516)

[6] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том II 1859-1860 с.24

[7] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том II 1859-1860 с.435

[8] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том III 1860-1861 гг. с. 631

[9] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том IV 1860-1861 гг. с. 72

[10] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения Дневник. Том II 1859-1860 с.350

[11] «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 3-й (СПб.; Издательство Л.С. Яковлевой, 1994), с.123

[12]«Источник живой воды» Жизнеописание св. прав. о. Иоанна Кронштадтского.Составлено Н.И. Большаковым Санкт-Петербург 1995 г. /Издательство «Царское дело». Серия: «Духовное возрождение Отечества». По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна/ Репринтное издание 1910 г. Санкт-Петербургская типография «Графический институт» Бр. Лукшевич Бассейная, 3

(с)