Протоиерей Николай Катальников: «Нужно заполнить жизнь молитвой…»
Пост и молитва – неразрывные вещи в православном понимании. По слову святых отцов, это два крыла, на которых человек может перелететь бушующее житейское море и достичь спасительного берега.
Что же такое молитва? Какие опасности подстерегают человека, неправильно приступающего к молитвенному деланию? Что делать, если не получаешь просимого? Об этом – беседа с настоятелем Свято-Серафимовского храма города Макеевки, преподавателем отделения Духовной культуры Донецкого Национального университета, протоиереем Николаем Катальниковым.
— Батюшка, прежде чем говорить о молитве, хотелось бы уяснить, а что, собственно, вкладывается в это понятие? Проще говоря, что значит «молиться»?
— «Молитва» – от слова «молвить», разговаривать, с кем-то, общаться. То есть молитва – это общение с Богом. Чтобы было более понятно, нужно сопоставить её с таким распространенным явлением, как заговор или заклятие, то есть языческое общение с высшими силами. Они не подразумевают личности на «той» стороне. Это – безличное отношение к вышним силам. То же относится и к такой духовной практике как медитация. Очень часто йоги думают, что медитация близка к молитве. Но это – заблуждение.
Медитация – состояние, центром которого является человеческое «я». Оно доводится до такой степени, чтобы это «я» исчезло и растворилось в самом этом состоянии. Медитация предполагает расслабленность, растворение. В молитве всё наоборот. Она требует, прежде всего, бодрого состояния духа, трезвения. Но главное различие – обращение к конкретной личности, к Богу.
Почему это так принципиально? Потому, что обращение к безличному не предполагает свободного ответа с «той» стороны. «Нажал кнопку – получил результат». И неважно, что происходит там. Главное, чтобы я здесь сделал все правильно.
В противоположность этому молитва – это живое общение с живыми личностями.
— Вы говорите, что молитва – это разговор. А может Бог не ответить на наше обращение?
— Когда есть общение, «нет» – это тоже ответ. Представим такую ситуацию: твой ребенок у тебя что-то просит. Любой родитель может дать ребенку просимое, а может и не дать. Но в любом случае это действие будет продиктовано любовью. Это – опекание, забота о ребенке. Господь всегда отвечает с любовью. Об этом написано в Евангелии: «Если с верой просите, то будет вам».
Но не всегда родители будут потакать своим детям, ради их жизни и благополучия. Потому и Господь не всегда отвечает на наши просьбы. Приведу пример. Двое студентов идут на экзамен: «Господи, благослови, чтобы я сдал на «отлично». Один получил «отлично», а другой – нет. И в том, и в другом случае Господь ответил на молитву. Он дал тебе то, что ты должен получить.
— Существуют ли в молитве какие-то правила?
— Обязательно. Существует несколько правил, которые отделяют православную молитву от другого делания. Одно из главных правил: молитва – не бессловесная. Если мы остановимся на корне молитвы, то мы увидим два слова: с одной стороны – мольба, прошение, а с другой стороны – молчание. Молчание перед лицом Божьим, которое рождает в сердце человека некое движение, некое состояние, которое выливается в благодарение, в славословие, в покаяние.
И ещё один из главных принципов православной аскетики: молитву нельзя визуализировать. То есть нельзя рисовать себе картинок, когда ты молишься.
Картинками мы закрываем себя от Бога, потому, что Он бесконечен в своих проявлениях в отношении к человеку. Поэтому когда ты помолился Богу, и сердце твоё умилилось, и ты пережил необыкновенные состояния, то очень велико искушение отождествлять это состояние с Богом. И человек уже ищет не Бога, а этого состояния. Очень часто человек «подкручивает» себя, не понимая, что Бог бесконечно шире любых состояний. А люди один раз уяснили для себя, что это – Бог, что именно так Он себя проявил и, не находя этого, страдают. Они и говорят: «Бог нас не слышит, Бог нас бросил, у нас все плохо, все рушится». На самом деле Бог не бросит никогда. Он всегда с тобой. Просто когда-то ты поставил знак равенства между этим возвышенным состоянием и тем, что Бог с тобой. Такая визуализация – самый быстрый путь построить вокруг себя стену, и через эту стену никогда не пройти к Богу.
И хотя кажется, что человеку очень тяжело без воображения, но на самом деле для того, чтобы услышать говорящего, лучше на него не смотреть. Такой феномен отслежен. Это – духовный опыт.
— А как же молиться перед иконой?
— Это интересный момент. Икона – то, что нужно до молитвы. Она помогает предстать перед Господом, почувствовать Его. Она напоминает нам о незримом присутствии Господа и святых.
Что касается визуализации, то главная связанная с ней проблема, когда человеку во время молитвы в храме или дома начинаются видения. Показательно отношение к таким видениям Силуана Афонского, который говорил своим ученикам: «Если ко мне придет человек и скажет, что я видел то и то, я скажу этому человеку: выбрось, это все неправда». Любому человеку, в любом случае. Если человека действительно посетил Бог (а посещение Бога неразрывно с таким понятием, как смирение), то он по послушанию соглашается с тем, что это действительно привидилось. Но если человек продолжает настаивать, говорить: «Я видел то-то и то-то, а вы ничего не понимаете», то понятно, что это не имеет никакого отношения к Богу и является порождением гордыни. Поэтому духовно полезно и мне, как духовнику, и всем остальным считать, что мы недостойны видений.
— Как быть, когда мы их всё-таки увидим?
— Духовное трезвение предполагает максимально критичное отношение к тому, что ты видишь. Молитва – это такое состояние, когда мы открыты духовному миру. А духовный мир населен не только светом. И ради безопасности, чтобы не погибнуть, нам дается это максимально жесткое правило «не принимать». В этом отношении есть еще одно духовное поучение, сказанное Силуаном Афонским. «Если тебе что-то привиделось во сне, в молитве, любая визуализация, любое состояние, любое чувство, святые отцы учат: не отрицайте и не принимайте». Здесь очень глубокая мудрость. Отмахнемся – тогда мы становимся атеистами или иеговистами: духовной жизни нет, ничего святого нет. Тогда мы становимся духовно плоскими. Но если мы примем любое из этих явлений как дар, как откровение, очень легко попасть на удочку прелести, на удочку сатаны, который маскируется под святых, свет и Бога. Этот момент принципиально важен. Дары, которые человек получает, должны быть плодом огромного труда и бесконечного покаяния.
И еще одно правило: если ты видишь новоначального, идущего по небу, схвати его за ногу, и стащи. Это в первую очередь относится к неофитам, т. е. людям, которые только уверовали в Бога. Господь много дает людям, только что пришедшим к Богу. Большая беда, что люди эти дары, среди которых и благодатные ощущения во время молитвы, принимают как их собственное. На самом деле – это Господь так поднял над землей и говорит: «Вот что такое духовная жизнь». А потом опускает человека на землю, для смирения.
— Для чего нужно молиться по молитвослову? Не правильнее ли обращаться к Богу от себя лично?
— Молитвослов – это школа нашей молитвы. Большая беда протестантских ветвей – косноязычие в молитве. Кроме трех-четырех формулировок люди не могут ничего придумать, кроме мира, согласия, благополучия и денег. А если мы откроем православный молитвослов, то увидим бесконечное богатство тончайших духовных, душевных переживаний, которые вмещаются в поток молитвы. И молитвослов – это только маленькая часть того духовного богатства молитвы, которое оставили нам святые подвижники. Мы можем вспомнить Симеона Нового Богослова, великого молитвенника, книги которого составляли гимн отношения человека с Богом. Как школьнику дали букварь, чтобы научиться читать и писать, а потом уже он занимается творчеством, так и молитвослов учит человека молитве. Неслучайно молитву называют художеством из художеств. Нет предела совершенству этого делания.
— Значит, в принципе, можно молиться и своими словами?
— Перефразируя вопрос, добавлять что-то к молитвам святых или не добавлять? Я думаю, что тех слов, которые бисером рассыпаны в православном молитвослове, бесконечное множество. Сколько ты их ни будешь повторять, можно вкладывать все более новое, глубокое понимание. Это как канон иконописца. Слова те же самые, канон один, а содержание у них может быть бесконечным.
В идеале, молитвы, написанные в молитвослове, должны стать твоими молитвами. Ты должен ими дышать. Ты должен их оживить. Пока они как бы посторонний опыт. Но в идеале, те состояния и чувства, которые двигали святых отцов, должны стать твоими.
— Насколько обязательны утреннее и вечернее правила?
— Общение с Богом, общение с Жизнью является собственно жизнью. Все остальное – меньше жизни, и на самом деле – не жизнь. Молитва к Богу, общение с Богом – это и есть, собственно, жизнь. Точно также как физическое наше тело требует гигиены, утром помыли руки – а вечером они уже грязные, потому что мы тремся об этот мир, какими бы не были чистюлями, как бы себя не блюли, мы обрастаем грязью этого мира. Точно так же душа наша, вращаясь в мире, обрастает нежизнью, нечистотой этого мира, распадом, смертью. Почему нужна молитва утром и вечером? Можно зубы не чистить, можно не мыться; какие последствия – мы знаем. Абсолютно четкая аналогия с утренним и вечерним правилом. Это есть закон жизни. Если мы не переживаем этого так – это проблема. Тогда утренние и вечерние молитвы для человека становятся обузой.
Но утренние и вечерние молитвы – это отправные точки, а все остальное время мы должны заполнить молитвой. Все, что происходит в нашем внутреннем мире, все движения, мысли, превратить в движение к Богу. Если конкретно, то выглядит это следующим образом. Идешь, споткнулся, чертыхнулся и тут же: «Прости меня за это, Господи». В чем суть? Любое явление твоей жизни – это повод для молитвы. Нет такого явления на земле, чтобы мы не могли превратить в молитву. Это и есть проявление нашей жизни, ощущение нашей жизни перед лицом Божьим. Это и есть та самая, заповеданная апостолами, непрестанная молитва…»
Беседовала Екатерина Громовая