из рассказа "Ключевской псаломщик"
Пока оформляли последние документы в сельсовете, пока конвоиров снаряжали в дорогу, ключевские жители робко, стыдясь, по одному подтягивались к площади, желая хотя бы издали попрощаться с псаломщиком, ставшим по воле Бога их духовным отцом в последние три года.Крестил, отпевал, проповедовал, собирал на молитву, служил Богу и людям, наставлял словом и самой жизнью. Был родным по духу. Появилась у Михайлова возможность сказать на прощанье несколько слов и благословить "стадо Христово"на волю Его и промысел:
-Ничего, что кресты и колокола посымали. Помните, что крест ваш в душе, а колокол - совесть ваша. Этих крестов никому не снять и не заглушить Благовеста в сердце.Пока вы живы - неумолчны сии колокола. А живы мы пока воздеваем Душу и руки свои, слово и ум ко Господу Богу.Храмы и церкви можно отнять или порушить, приспособить под нечистое или сжечь, но невозможно разрушить ограду церковную, в которой мы по воле Божей находимся.Об этом помните. Молитесь, любите и поддерживайте друг друга, спасайте веру. Она вернется! Зла ни на кого не держу. Да хранит вас Господь. И помолчав, добавил "Прощевайте". Одним словом этим попросил прощения, простил и попрощался. Ключевская сопка, река Камчатка, церковь без креста и колоколов стали свидетелями финала великой людской неправды.
В начале 90-х г.г. ХХ в. Иван Ксенофонтович Михайлов был реабилитирован. Но след его самого канул в вечность.Некому и сообщить о возвращенной чести и его восстановленном достоинстве. (Н.Мель-Гитанин
Епархиальная газета "Наша Камчатка" № 8 июль 2017)