ЕРЕСЬ АРИЯ И ПОДВИГ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Арий считал Сына Божия не Богом, а творением, хотя и высшим. Как сказано в службе в молитве Господу: «Он отказался считать Тебя одним из Троицы». Тем самым «Арий безумный разделил Пресвятой Троицы единовластие на три несходные и разнородные существа» (стихиры на вечерне).
О святых отцах в службе говорится: «Святой Троицы единосущие православно определив, Ария хулу соборно вы отвергли» (стихира на литии), «Тебя, Христе, исповедали ясно единородным Сыном» (песнь 1-я канона утрени). «Все совокупив душевное искусство, и вместе с божественным Духом исследование проведя, небесный и священный Символ веры досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали» (стихира на хвалитех). Символ веры написан «боговдохновенными письменами», т.е. словами, взятыми из Священного Писания. «Распространение страшной ереси Ария, вы как врачи душ и тел остановили, Символ веры для всех благочестиво изложив» (песнь 9-я).
В кондаке праздника говорится, что святые отцы утвердили веру единую для Церкви, «и она нося одежду истины, сотканную из небесного богословия, правильно преподает и славит благочестия великое таинство», т.е. истину о Боговоплощении.
В службы мы обращаемся Господу: «От всякого вреда ересей избавь народ Твой, Господи, и всех удостой прославлять Отца, Слово и всесвятого Духа!» (ексапостиларий).
Святые отцы Первого Вселенского Собора соборно утвердили истины о Божестве Христа и о единстве Святой Троицы. И их память Церковь совершает в воскресенье перед Днем Святой Троицы. Этим праздником Церковь нас готовит к Пятидесятнице.