ЧТОБЫ ИСПОВЕДЬ НЕ БЫЛА ФОРМАЛЬНОЙ
Добрый вечер. Сегодня пару слов надо сказать об исповеди, Таинстве исповеди. Скажу, что учиться исповедоваться нужно каждому, и процесс этот очень долгий. Приснопамятный Патриарх Алексий 2-й в одном из докладов Епархиального Собрания города Москвы говорил так, что исповедь становится буквально перечислением повторяющихся малозначащих слов: "тайноядение", "объедение", иногда какие-то общие термины: "гордился, превозносился". Все это совершенно бесполезно, говорил Патриарх Алексий. Дело не в том, чтобы сказать какие-то слова, дело в том, чтобы обнаружить грех в себе и исправиться. Результат исповеди человек уносит с собой, как некий ключик к будущему: что я буду делать по-другому. От того, что он произнёс эти слова, значащие или малозначащие... Господь дарит ему дар покаяния, исправления, он этот дар не понимает, он не способен воспринять. Священник читает молитву "прощаю, разрешаю от грехов", а человек этого даже не воспринимает. И вот этот формализм на исповеди наблюдают практически все священники, и я в их числе. Это печальное наследие каких-то времен, каких-то привычек. Иногда доходит дело буквально до курьеза. Поскольку я в сети "Елицы" отвечаю на вопросы на портале "Вопросы батюшке", то много приходит вопросов такого содержания: человек пишет: я сделал то-то и то-то, как мне об этом рассказать на исповеди. Ответ очевиден: как вы мне сказали, так и расскажите. Почему вы должны спрашивать одного священника, что и как говорить другому священнику? Где тут элементарная логика? Логика была бы, если бы было главное на этой исповеди что-то как-то выразить каким-то церковнославянским или другими словами невразумительными. Ненужно невразумительных слов на исповеди, не нужно никаких формальных правил. Единственное, что нужно реально, с чего человек должен начать - с какой-то краткости. Когда на исповеди начинает рассказывать: "Знаете, у меня была коза, потом она сдохла" - ближе к делу, дорогие мои, особенно, если стоит очередь человек 40 на эту исповедь. А так помимо краткости ничего специально не нужно. Придите и скажите священнику: "Было то-то, прости меня, Господи, пожалуйста". Священник вам еще даст совет, чтобы этого больше не было. И так все, что угодно, начиная от трудных каких-то вопросов и кончая элементарным. Если исповедуешь этот грех, значит надо избавляться, чтобы исповедь не была формальной. Всего доброго.
Популярное видео
-
Доктор Боровских. Чудесное великолепие. Настоятельно рекомендую.
Громовы Валерий и Людмила · 370 просмотров -
22:14
О ТРЁХ ГЛАВНЫХ ИСКУШЕНИЯХ, о настоящей свободе и ГРЕХЕ !!!
Алина Распопова · 1253 просмотра -
2:14:36
Приходская социальная работа: законодательство и документы
Георгий К. · 855 просмотров
:heart:
Тимофей, :angel:
Тимофей, :angel:
СпасиБог!
Все верно. Но ведь исповедующийся не всегда отчетливо понимает, что и как. Душа томится, просит, пытается, но до покаяния не всегда созревает. Вот это уже задача священника помочь вытащить все "ржавые гвозди" грехов, которые саднят душу. а как от них избавиться? Это как хирург и пациент на хирур...
Развернуть
Все верно. Но ведь исповедующийся не всегда отчетливо понимает, что и как. Душа томится, просит, пытается, но до покаяния не всегда созревает. Вот это уже задача священника помочь вытащить все "ржавые гвозди" грехов, которые саднят душу. а как от них избавиться? Это как хирург и пациент на хирургическом столе. Болеет пациент, а хирург отсекает или вынимает то, что саднит, болит, мешает.
Свернуть
Вот мы и идем в церковь - лечебницу. Но одному батюшке не нравится формальное перечисление грехов, другому истории. А ведь за каждым перечисленным формально есть своя история. Например: превозносился. Формально? но за этим всегда своя история. Соседка тоже ходит в церковь. Но в воскресенье она...
Развернуть
Вот мы и идем в церковь - лечебницу. Но одному батюшке не нравится формальное перечисление грехов, другому истории. А ведь за каждым перечисленным формально есть своя история. Например: превозносился. Формально? но за этим всегда своя история. Соседка тоже ходит в церковь. Но в воскресенье она что-то не смогла встать рано, потом засуетилась и решила не ходить. А я сходила. Исповедалась, причастилась, благовест со слезами послушала, на народ праздничный посмотрела. Пришла и соседке рассказала. Есть время у батюшки выслушать историю моего превозношения? Или бабулька кается, что съела кашу с маслом. ох как батюшки не любят этого "фарисейства". А для бабульки это самый, что ни на есть грех. Ведь она готовилась к посту, давала Богу и себе обещания не нарушать, но вот нарушила и переживает не из-за каши с маслом, а из-за того, что опять немощь ее победила.
Свернуть
Христос Воскресе! Спасибо о. Макарий за наставление!
5 копеек про краткость: стою в Храме, народу тьма, 5 иереев принимают людей к исповеди. Передо мной сначала одна женщина стояла 30 минут, другая 40 (возможно больше, потому что я плюнул и ушел в другую очередь). Как результат - нагрешил не отходя от кассы, как говорится. Гнев, злость. Устроили се...
Развернуть
5 копеек про краткость: стою в Храме, народу тьма, 5 иереев принимают людей к исповеди. Передо мной сначала одна женщина стояла 30 минут, другая 40 (возможно больше, потому что я плюнул и ушел в другую очередь). Как результат - нагрешил не отходя от кассы, как говорится. Гнев, злость. Устроили сеанс психологической разгрузки. Все понимаю, проблемы могут быть у людей. Подожди после службы - поговори с батюшкой отдельно. Батюшка, останови поток, объясни, предложи встретиться позже. Но вот так наплевать "по-христиански" на всех, кто стоит рядом...
Свернуть