Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии

Здание церковной службы. Согласие частей, № 41. «БОГОСЛУЖЕНИЕ», Ч - I. Иеромонах Макарий Маркиш

Добрый вечер, друзья. Продолжаем читать книгу «Богослужение». Согласие частей. Продолжение.
Едва ли не главным для согласия богослужебных кругов оказывается понятие праздников. Они есть и в седмичном круге (воскресные дни), и в двух годовых, которые недаром зовутся кругами подвижных и неподвижных праздников. Чтобы между праздниками было согласие, они должны быть упорядочены, то есть выстроены в ряд по своему значению для церковной жизни.
Как мы уже говорили, Пасха стоит особняком среди всех праздников, не сравниваясь с ними. Вслед за нею идут 12 самых важных, «двунадесятых» праздников церковного года, о которых тоже шла речь; далее – праздники в честь различных событий и прославленных Церковью святых, каждый со своим «уровнем значимости». Уровни эти определяют торжественность богослужений в их честь: всенощное бдение (как мы увидим в следующей главе, эта служба могла бы продолжаться всю ночь!), полиелей (выход духовенства на утрене из алтаря с пением стихов Псалтири, каждением храма, чтением Евангелия, помазанием молящихся маслом и другими особенностями), великое славословие (праздничное окончание утрени с открытыми Царскими вратами) и пр. – Эти праздничные элементы, как и многие другие, добавляются к постоянному, неизменному «остову» богослужений.
Заметим, что высшими уровнями охватываются и низшие, то есть, например, всенощное бдение включает в себя и полиелей, и великое славословие на утрене. Также, уровень праздника может быть повышен: скажем, праздник в честь святого, которому посвящен данный храм (престольный праздник) совершают по чину всенощного бдения, какой бы уровень не был указан ему в Минее. То же самое бывает и в праздники в честь святых и событий, особо почитаемых в данной местности, в храме или монастыре.
Бывают, конечно, дни, когда совершается будничное богослужение, вообще без праздничных особенностей; однако и на такие дни в Минее приводятся службы в память каких-либо святых, которые соединяются с Октоихом или Триодью. Надо сказать, что будничное богослужение мало отличается от праздничного уровня ниже полиелея.
Особо значительные праздники сопровождаются несколькими днями предпразднства и попразднства, до и после праздничного дня. В это время в ход богослужения добавляются элементы, напоминающие об отмечаемом событии, хотя и в меньшем объеме, чем в сам день праздника. Последний день попразднства называется отданием праздника.
О чём поговорим в следующий раз. Доброй ночи!

Иеромонах Макарий Маркиш

09 сентября 2018 в 14:53

Спаси, Господи!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама:

    Интересные личности