«БОГОСЛУЖЕНИЕ». Две задачи символов. Обряд и обряды (Часть I, №11) Иеромонах Макарий Маркиш
Добрый вечер. Продолжаем чтение книги «Богослужение». Две задачи символов.
«Символами не удивишь никого: они повсюду, к месту и не к месту. Однако прежде, чем начать разговор о символах в богослужении, надо как следует понять, что именно стоит за этим словом. А без него вся тема христианского богослужения повисает в воздухе, а то и хуже – срывается в яму безбожных суеверий…
Слово «символ» происходит от греческого глагола, который означает, среди прочего, связываю, соединяю XE "символ" . В древности символом называли разломленную пополам дощечку или монету: семьи, связанные союзом родства или дружбы, хранили у себя половинки. Составив их вместе, можно было удостовериться в подлинности союза.
Итак, первоначально под символом понималось скрепление связи между людьми. Впоследствии, конечно, употребление слова расширялось и приобрело современный смысл. Но какими бы ни были символы, у них всегда есть две разных смысловых задачи: одна –обозначать, а другая – приобщать. Поясним на примерах.
Самые простые символы, конечно же, в математике. «Пусть S – площадь треугольника…», – пишете вы, и всем понятно, что символ «S» – это обозначение: фактической связи между буквой и геометрической фигурой нет. Однако, когда вы делаете похожую запись на языке программирования, тут уже выбранный вами символ приобщается к вычислительному процессу, соединяется с некоторым объектом программы: при её исполнении компьютер отождествляет данный символ с численным значением площади.
Другой пример. Вы написали записку в бухгалтерию: «Приду за авансом после обеда», – и подписались. Ваша подпись – это ваш символ; он обозначает ваше авторство, но никакого действия с ним не сопряжено. А затем вы получили деньги и поставили в точности такую же подпись в платежной ведомости: этот символ уже соединяет вас с выплатой денег, приобщаетвас к реальной финансовой операции.
Теперь, наконец, пример, близкий к нашей теме. Перед вами книга «Молитвослов», и на обложке у нее изображен крест. Этот символ – обозначение христианского содержания книги; если вы, скажем, обернете ее в бумагу, креста видно не будет, а сама книга ничуть не изменится. Но вот вы раскрываете ее, начинаете молиться и креститесь – наносите на себя крестное знамение XE "крестное знамение" , касаясь лба, живота, правого и левого плеча. Ваш крест – тоже символ, он тоже обозначает исповедание вашей христианской веры. Но этого мало: осеняя себя крестом, вы стремитесь приобщиться Спасителю, Его Церкви, Его страданиям на Кресте, которые Он принял за вас. Если же у вас нет такого намерения, то непонятно, зачем вы креститесь… и почему вы молитесь.
Здесь мы видим, как символ креста становится не только обозначающим, но иприобщающим, по мере того, как мы сами этого добиваемся. Но то же самое может происходить и в силу внешних обстоятельств.
…Китай, 1900 год, восстание фанатиков-националистов, названное Боксерским по эмблеме сжатого кулака. Соседи выдали банде мятежников христианина-китайца. Главарь банды чертит носком сапога крест в дорожной пыли и предлагает пленнику помочиться на него. Тот молча отказывается. Удар тесака – и плещет кровь из перерубленной шеи. Символ креста полностьюприобщил убитого ко Христу. – Мученики Боксерского восстания причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания».
Доброй ночи.
Иеромонах Макарий Маркиш
Спаси Господи, батюшка Макарий! Просто о важном -- как хорошо вы умеете объяснять.
Спаси, Господи, о Макарий!