«Письма из преисподней». Письмо №16. Община. Обряд. Иеромонах Макарий Маркиш
Добрый вечер, дорогие друзья. Продолжаем чтение «Писем из преисподней», которые опубликованы на сайте "священник отвечает точка РФ", и наше сегодняшнее письмо это письмо №16, тема которого «Община и обряд». Надо сказать, что в этом письме первый раз с начала всей этой книги, всего этого цикла, мы столкнёмся с конкретной реальностью 40-х годов, допустим, реальностью англиканской церкви. Всё, что было сказано до сих пор, могло быть сказано в принципе любой конфессией. В том числе и нашей с вами, как мы это видели не раз. Здесь вот увидим специфику происходивших событий в англиканстве. Ну я об этом скажу пару слов.
«Любезный племянник, в последнем письме ты заметил мимоходом, что твой клиент с самого своего обращения ходит всё в одну и ту же церковь, причем она ему не слишком-то нравится. Нельзя ли подробнее? Почему ты не пишешь, откуда у него такое постоянство? Учти, если дело не в безразличии, это очень опасно! Ты должен знать: когда клиента не удается избавить от привычки ходить в церковь, его надо отправить на поиски общины по своему вкусу, пока не станет признанным знатоком и ценителем.
Причины лежат на поверхности. Во-первых, под удар должна попасть сама по себе местная приходская жизнь. Ведь прихожане – это соседи, независимо от своих вкусов и предпочтений; значит, приход объединяет людей из всех сословий, с любыми личными особенностями, объединяет именно так, как того желает Противник».
Ну, это свойство общее, и замечание можно сделать по отношению даже самой древней церкви – церкви II-III столетия, состояние которой отражено в так называемых «апостольских правилах». И вот 82-е апостольское правило свидетельствует: «Если кто-либо из рабов будет достоин поставления в церковную степень,… (дьякона или священника – прим. о. Макария) да будет произведен». Обратите внимание, для того времени раб человеком не был, раб не мог заключить брак, раб был полностью в распоряжении хозяина, как кошка, собака, стул или стол. Но раб мог стать священником или даже архиереем. Правда, с согласия своего хозяина. Но не в этом дело. Вот этот принцип единения людей вне зависимости от социального статуса был очень важной принципиальной особенностью церковной жизни с древнейших времён и должен остаться до сих пор. Понятно, что бес недоволен. Дальше продолжает бес:
«А противоположный подход превращает каждую церковь в некое подобие частного клуба, и далее, если дело идет на лад, в замкнутый кружок или секту».
Противоположный подход, когда люди подбирают себе компанию по вкусу или социальному статусу.
«Во-вторых, в поисках «своей» общины клиент становятся судьёй, в то время как Противник хочет сделать его учеником».
Понятно, да, что если человек должен выбрать себе приход, то он должен судить этот приход. Здесь надо сделать ещё одну остановку небольшую. Да, Противник – Господь Бог – хочет сделать нас учениками. Это правда. Понятно, ученик не должен судить учителя. Это тоже правда. Но помимо ученичества – и даже в первую очередь – Бог дарит человеку усыновление: утрата этого принципа составляет трагедию протестантизма. Начиная с 16-го века и до сегодняшнего дня включительно. Сыновняя же любовь, в отличие от учебы, имеет личное начало; поэтому найти «свою» церковную общину, в том числе и в условиях православного вероучительного единства, бывает полезно, а иной раз и необходимо. Именно в силу личных отношений человека с Богом, человека с ближними, человека с общиной. Бес продолжает своё изложение:
«Способность суждения, которую ждет от людей в церкви Противник, в самом деле позволяет им отвергать всё ложное и ненужное, но при этом не допускает их осуждать, – то есть оценивать и разбирать недостатки, переливать из пустого в порожнее, – предоставляя им при этом безропотно и смиренно принимать всё, что может пойти на пользу. (Видишь, как Он низок, как раболепно пресмыкается перед ними!)
Такая способность сообщает человеку исключительно вредное свойство: впитывать душой азбучные истины, особенно из проповедей. В любой книге или проповеди, которую воспринимают в таком духе, скрыта для нас угроза. Поэтому прошу тебя, берись за дело и без промедления отправь своего олуха по окрестным церквям: до сих пор успеха в этом ты не достиг». Продолжение за нами.
Иеромонах Макарий Маркиш
Спаси Господи, о.Макарий! С праздником Успения Пресвятой Богородицы!
Разборчивые люди, судящие обо всём, почему-то не вызывали у меня симпатии никогда. Хотя сам достаточно долго таковым по сути являлся, и до сих пор еще не изжил полностью
Спасибо!!!
Спаси Господи, о.Макарий!
Спаси Бог! ❤
Спаси Господи!