«Письма из преисподней». Письмо №14. Смирение. Окончание. Иеромонах Макарий Маркиш
Добрый вечер, дорогие зрители и слушатели. Сегодня мы продолжаем и завершаем чтение одного из самых важных по своему содержанию писем, письма 14-го о смирении. Предыдущий отрывок мы закончили цитатой святителя Григория Богослова. «Как нельзя хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так и не должно унижать своего, если оно достойно уважения... Закон справедливости нарушается в обоих случаях». Далее бес продолжает:
«Намереваясь предупредить действия Противника, надо понять, чего Он хочет. Его цель – чтобы человек был способен создать самый лучший в мире собор, знать, что он самый лучший, и радоваться по этому поводу в точности так же, как если бы его создал кто-то другой. Его цель – освободить человека от всякого предпочтения в свою пользу, чтобы свои способности он воспринимал с той же искренней радостью и благодарностью к Нему, как способности ближних – или как рассвет и водопад, как цветок или птицу. Его ближайшая цель – устранить их животное себялюбие; но боюсь, что какую-то новую форму себялюбия Он в дальнейшем намерен у них восстановить: любовь и благодарность ко всему и всем, включая самих себя. Научившись по-настоящему любить ближних, как самих себя, они смогут любить себя как ближних».
И здесь мы снова должны притормозить, если не сказать "немножко споткнуться" и посмотреть существо дела. Что такое любовь? Что такое любить? Священное Писание даёт нам ясный ответ: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев». (1Ин.3:16) Учения о любви к себе мы у святых отцов не находим. Да как можно полагать за себя свою душу?
Таким образом - очередной пример, когда бес говорит нечто, что не надо принимать за чистую монету.
«По такой причине не забывай ни на секунду ту самую отвратительную и необъяснимую черту нашего Противника: любовь к безволосым двуногим, которых Он сотворил, и которым всегда возвращает правой рукою всё то, что забирает левой.
Итак, стратегия Противника – чтобы человек вообще перестал исследовать свою ценность: для Него лучше вообразить себя великим архитектором или писателем и забыть об этом, чем тратить усилия и время, убеждая себя в своем ничтожестве. Поэтому, когда ты станешь внушать клиенту тщеславие или ложную скромность, Противник ответит: вместо того, чтобы оценивать собственные таланты, надо совершенствовать их по мере возможности, вне всякой связи с размером своего пьедестала в Храме Славы… – Добивайся любой ценой, чтобы этот сигнал не дошел до сознания клиента.
Помимо того, Противник напомнит клиенту о том, что людям вроде бы известно, но доходит до них с большим трудом: что они не сами себя сотворили, что таланты получили от Него, и что гордиться ими столь же неуместно, как цветом волос. – Но всегда и в любом случае Противник всеми средствами будет отводить клиента от таких вопросов, а твоя задача – удерживать его на них.
И даже о своих грехах Он не велит человеку рассуждать слишком много. Когда совершится покаяние, чем скорее перевести взгляд изнутри наружу, тем Ему приятнее».
Доброй ночи!
Иеромонах Макарий Маркиш
Спаси Господи, отец Макарий! Такая тонкая грань между всем, что простому мирянину запутаться просто. Будем молиться.
Спаси, Господи!
Спаси Господи, о.Макарий!
Спаси, Господи! ❤
Спаси Бог! ❤
Спаси Господи, батюшка! Эти письма слушать-не переслушать...