Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

«Письма из преисподней». Письмо №14. Смирение. Продолжение. Иеромонах Макарий Маркиш

Добрый вечер, дорогие друзья. Продолжаем читать "Письма из преисподней". Речь идёт о смирении. Письмо 14.
Можно, однако, и по-другому воспользоваться интересом клиента к смирению. Посредством этой добродетели, как и всякой другой, Противник стремится отвлечь человека от собственной персоны и привлечь к Себе и к ближнему. Любые подвиги самоуничижения и самоосуждения предназначены в конце концов именно для этой цели; и если они её не достигают, нам они неопасны. Они нам даже выгодны, если удерживают взгляд клиента на самом себе, а лучше всего – если от самоосуждения направить его к осуждению других, сделать угрюмым, злобным и жестоким.
«Видал я плачущих, — пишет преподобный Иоанн Лествичник в 22-м слове, — которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую». Продолжает бес:
«Поэтому надо скрыть от клиента, в чем смысл смирения. Пусть вместо самоотречения оно кажется ему определенной самооценкой – низкой самооценкой – своих способностей и личных качеств. Некоторыми способностями, думается мне, он обладает; надо укрепить у него в сознании мысль, что быть смиренным – значит судить о них ниже, чем он их видит.
Конечно, они и в самом деле ниже, чем их видит клиент, – но суть дела вовсе не в этом. Суть дела в том, чтобы он стал оценивать свои суждения не по истине, а по каким-то посторонним соображениям: тем самым удается внести крупицу лицемерия и лжи прямо в сердце угрожающей нам добродетели.
Так мы внушили массе людей: смирение требует от красавицы убеждать себя, что она уродина, а от умного – что он дурак. А поскольку это оказывается явным вздором, убедить себя они не могут, и тогда есть шанс замкнуть их сознание на собственной персоне, в бесконечной череде попыток достичь невозможного».
Здесь уместно примечание святителя Григория Назианзина, онг же святитель Григорий Богослов. «Как нельзя хвалить ничего чужого, если оно несправедливо, так и не должно унижать своего, если оно достойно уважения... Закон справедливости нарушается в обоих случаях».
Продолжение следует.

Иеромонах Макарий Маркиш

"post

Посмотреть предыдущие комментарии
16 августа 2017 в 18:51

Спаси Господи, о. Макарий!

16 августа 2017 в 21:29

Спаси, Господи!

18 августа 2017 в 22:13

Спаси Господи, о.Макарий!

31 марта 2019 в 17:42

Спаси Господи, батюшка!

12 апреля 2019 в 14:41

Спаси Бог! ❤

14 января 2021 в 19:17

Тут задумаешься...

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    ЕлицыМедиа

    Сообщество

    Елицы.Записки

    Сообщество