Зачем обманывают людей? – Художественная литература. Иеромонах Макарий Маркиш
Добрый вечер, друзья! Сегодня вечерняя сказка – поговорим о художественной литературе. Не надо никому объяснять, что художественная литература – это выдумка. Но почему-то когда заходит речь о художественной литературе православного содержания или написанной православными авторами в православной среде, то тут начинаются какие-то спотыкачи. Есть очень хорошая женщина в Беларуси, монахиня Иулиания Денисова. И у нее есть книжка, «Две повести о любви», по поводу которой мне поступила жалоба на автора. Там есть такой эпизод: женщина разведена со своим мужем давным-давно, он ее предал, поступил по-скотски, развод состоялся, она живет благочестивой жизнью, знакомится с хорошим человеком, у них возникает любовь, они готовы вступить в брак… И в самый ответственный момент возвращается ее бывший муж, и что, как пишет корреспондент, она, как курица под топор, возвращается к прежнему мужу. Потому что они якобы были обвенчаны. «И это ведь не правда, - пишет корреспондентка. – Так ведь не должно происходить! И не надо ей идти, как курица под топор! Они разведены, все. Что же это такое? Зачем обманывать людей?» Это художественная литература. И если в ней идет речь о православной жизни, о православных людях, событиях в церкви, это не значит, что законы художественной литературы не распространяются на нее. Чтобы вам было совсем ясно – вспоминайте замечательную книгу для молодого поколения «Из пушки на Луну» Ж. Верна. Если вам в школе не приходилось выполнять этого расчета, то потрудитесь и выполните снова. Что происходит с человеком, которого сажают в орудийный снаряд и выстреливают из пушки так, что начальная скорость снаряда превышает 11 км в секунду? Ну, смех смехом, но, тем не менее, это прекрасная книга. Примерно то же самое относится к замечательной книге матушки Иулиании. Читайте художественную литературу.
Иеромонах Макарий Маркиш
Отец Макарий всё больше стал выражаться загадками, непонятными сравнениями, которые каждый может истолковать по-своему. Я понимаю, что он начитан, образован и в психологии, и в вере. Но очень прошу: просвещайте нас просто, называя вещи своими именами. Если лицемерие, то так и сказать: в чём именн...
Развернуть
Отец Макарий всё больше стал выражаться загадками, непонятными сравнениями, которые каждый может истолковать по-своему. Я понимаю, что он начитан, образован и в психологии, и в вере. Но очень прошу: просвещайте нас просто, называя вещи своими именами. Если лицемерие, то так и сказать: в чём именно оно заключается и как поступать правильно.
Свернуть
Горе-то какое! обманывать всякого человека...
Радость-то какая! любить всякого человека, как самого Бога (Бог есть любовь!), как себЯлюбимого...
"А если любви не будет? то и добра-чудес-мира-радости не будет, а случится то, что было с жестокосердными иудеями в ветхозаветные времена, которые были п...
Развернуть
Горе-то какое! обманывать всякого человека...
Радость-то какая! любить всякого человека, как самого Бога (Бог есть любовь!), как себЯлюбимого...
"А если любви не будет? то и добра-чудес-мира-радости не будет, а случится то, что было с жестокосердными иудеями в ветхозаветные времена, которые были первыми, как избранный народ! а оказались позади язычников.
Не поэтому ли? святитель Иннокентий Херсонский (1800 - 1857, 56 лет) утверждает-предостерегает-предупреждает-упреждает-угрожает-назидает-говорит с любовью всякому человеку-православному:
«– Что было с иудеями, то может быть и с нами, христианами: Царствие Божие, столь близкое к каждому из нас, может наконец прийти мимо нас, как пришло мимо иудеев.
Итак, блюдемся, чтобы, когда второе (церк. – слав. – вторично, потом) придет Господь во славе Своей, язычники и неверующие не предварили и нас, христиан, у Его Престола, как предварили иудеев у яслей.
И если бы только предварили! Может постигнуть нас еще худшее. Ибо не напрасно Сам Спаситель изрек, что в сие решительное время «мнози от восток и запад приидут и возлягут в Царствии Небесном, а сынов Царствия, каковыми именуем себя теперь мы, христиане, «изгнаны будут во тьму кромешную» (Мф.: 8; 11, 12).
(Книга «С нами Бог»: беседы на Рождество.
Святитель Иннокентий Херсонский, – М.:
Отчий дом, 2011. – 113 и 114 с. (Серия «Духовный собеседник»)".
(Отрывок из будущей книги +Ратоборец+)
Слава Богу за все.
С радостью ли?
Свернуть
Мне кажется, тут есть тема для размышления. Но не коллективного, а частного, личного для каждого из читавших. Я не читала разбираемое произведение - опираюсь только на пересказ батюшки Макария. Да, мне кажется, это, конечно, не о том, как есть в реальности, и как поступили бы в этой ситуации 98% ...
Развернуть
Мне кажется, тут есть тема для размышления. Но не коллективного, а частного, личного для каждого из читавших. Я не читала разбираемое произведение - опираюсь только на пересказ батюшки Макария. Да, мне кажется, это, конечно, не о том, как есть в реальности, и как поступили бы в этой ситуации 98% реальных людей, а о том, как хотел бы, чтобы мы поступали, Господь. И как поступил бы Серафим Саровский, например... Это наивысшая степень духовного перерождения человека, который нам, большинству, недоступен, и смысл его не в том, что человек себя в жертву отдает мучителю, потому что так _должен_ поступать настоящий христианин, а в том, что он и _есть_ уже 100% христианин с иным уже сознанием, и поступать так для него стало - естественным. Повторюсь: для подавляющего большинства из нас такое поведение аналогично самоубийству, мы просто НЕ ПОТЯНЕМ этот подвиг, и ни сами не возрастем духовно, ни мучителя не исцелим, а скорее - погубим обоих. Вся суть - в состоянии внутреннего источника любви. В количестве этого света, которым мы можем поделиться с ближним. У святых источник этот неисчерпаем, они отдают бесконечно, не истощаясь, и потому могут растопить этой любовью лед зла, сковавший души встречающихся им злодеев. Но у большинства из нас такого источника любви внутри - нет. А если нет - не суйся на эти галеры, НЕ НАВРЕДИ ближнему. Меня, на самом деле, очень сильно занимает этот вопрос: до какого предела нам нужно отдавать то, что от нас требуют? Много примеров перед глазами, когда женщина жертвует собой для мужа, все отдает и отдает, исчерпывая себя до состояния тени, а муж с течением времени, как наркоман, требует все большую и большую дозу, превращаясь постепенно в чудовище. А она уже исчерпана, ей нечем отдавать, и он тогда свирипеет и пускается во все тяжкие. То есть жертва женщины - напрасна: она из благих намерений "выстелила" своему любимому дорогу в преисподню и сама едва не погибла.
Свернуть
С тем же успехом можно и Пушкина обвинить: вот, дескать, Татьяна признаётся Онегину, что любит его, а сама остаётся со своим старым колченогим мужем. Но это идеология Марии Арбатовой и иже с ней -- безбожников, для которых чистота души человека непонятна и непприемлема.
Схиархимандрит Зосима (Сокура) обращался к своей пастве: Возлюбленная моя паства, бабенки, что вы на своих мужей жалуетесь, пьют, бьют
Прошу прощения, забываю, что нельзя на enter нажимать. Продолжу про схиархимандрита Зозиму: это ваш крест, терпите. Если убьет, значит будете мученицами". Это, пожалуй, слишком сурово для нас. Ну а принять заблудшего мужа, с которым венчаны, если есть прощение в душе, то это наш "бабёнок" - христ...
Развернуть
Прошу прощения, забываю, что нельзя на enter нажимать. Продолжу про схиархимандрита Зозиму: это ваш крест, терпите. Если убьет, значит будете мученицами". Это, пожалуй, слишком сурово для нас. Ну а принять заблудшего мужа, с которым венчаны, если есть прощение в душе, то это наш "бабёнок" - христианский долг. Монахиня Иулиания сама пережила эту трагедию, знает о чем говорит, а еще она замечательный регент с консерваторским образованием в замечательном Свято-Елисаветенском монастыре. Пусть корреспондентка, которая обратилась с возмущением к о.Макарию, напишет свою историю.
Свернуть