Имя в Библии
«Имя» в Библии
«Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоё!»
(Лук. 23:42)
Первый раз в Св. Писании «наречение имени» мы встречаем в первой книге Библии «Бытие», когда Адам по Божьему повелению дает имена всем животным: «И наречé Адáмъ именá всѣ́мъ скотóмъ, и всѣ́мъ пти́цамъ небéснымъ, и всѣ́мъ звѣрéмъ земны́мъ» (2:20).
Но хронологически, а не текстуально первый, Кто «нарекает имя» является Сам Творец, что мы узнаем перед изложением родословия Адама по линии его сына Сифа: «Сiя́ кни́га бытiя́ человѣ́ча, въ óньже дéнь сотвори́ Бóгъ Адáма, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó, мýжа и женý сотвори́ и́хъ и благослови́ и́хъ: и наречé и́мя емý Адáмъ, въ óньже дéнь сотвори́ и́хъ» (5:1-2).
При этом праотец Адам олицетворяет в своем лице всех созданных Богом людей, на что указывает множественное число: («въ óньже дéнь сотвори́ и́хъ»). То есть по сути все люди земли являются Адам, так как слова Адам и человек на древнееврейском языке обозначаются одним словом.
Далее в Бытии описываются две линии потомков Адама: Каина и Сифа. Сочетание «нарек имя» встречается довольно редко. Кроме вышеуказанных случаев это:
1. Когда Адам дает имя своей жене сразу после изгнания из Эдемского сада: «И наречé Адáмъ и́мя женѣ́ своéй жи́знь, я́ко тá мáти всѣ́хъ живýщихъ» (Ева – жизнь).
2. При наречении имени Сифу, рожденному взамен убитого Авеля. Первый раз: «Познá же Адáмъ Е́ву женý свою́: и зачéнши роди́ сы́на, и именовá и́мя емý Си́ѳъ, глагóлющи: воскреси́ бо ми́ Бóгъ сѣ́мя другóе, вмѣ́сто А́веля, егóже уби́ Кáинъ» (4:25).
3. И второй раз перед описанием родословия Сифа: «Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду своемý и по о́бразу сво-емý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ» (5:3). (В последней фразе нам сообщается крайне важная мысль. Адам рождает Сифа «по ви́ду своемý и по о́бразу сво¬емý», что несомненно заставляет нас вернуться к моменту, когда Бог только «замысливает» сотворить человека: «И речé Бóгъ: сотвори́мъ человѣ́ка по о́бразу Нáшему и по подóбiю». В обоих случаях общее слово «по образу». И это понятно – каждый человек несет в себе образ Божий, и образ этот передается нам через наших родителей, как потомков первого человека Адама. Отсутствие слова «подобие» объясняется тем, что уподобление Богу является личной целью каждого человека и не может передаваться по наследству).
4. Сиф также «нарекает» имя своему первенцу: «И Си́ѳу бы́сть сы́нъ: именовá же и́мя емý Енóсъ: сéй уповá призывáти и́мя Гóспода Бóга».
5. Наконец, отец Ноя Ламех (не путать этого Ламеха с Ламехом их каинской династии) нарекает ему имя: «И поживé Ламéхъ лѣ́тъ стó óсмьдесятъ óсмь и роди́ сы́на, и наречé и́мя емý Нóе…» (5:28).
В большинстве же случаев описания родословий по обеим линиям потомков Адама Библия нам сообщает лишь их последовательный перечень, то есть, кто кого родил. При этом при описании потомков Каина (и при рождении самого Каина) это сочетание «нарек имя» не встречается ни разу.
Таким образом, употребление сочетания «нарек имя» в Библии явно не случайно и заставляет нас остановиться и задуматься о чем-то важном. Бог нарекает имя Адаму – первому человеку, созданному по Своему образу. Адам нарекает имя жене как матери всех живущих и Сифу как рожденному на замену праведному Авелю, закланному Каином. Сиф нарекает имя первенцу Еносу как первому уповавшему призывать имя Господа Бога. Наконец, отец Ноя нарекает ему имя, так как он «обрѣ́те благодáть предъ Гóсподемъ Бóгомъ» и ему предстоит спасать род человеческий.
Для нас совершенно естественно, что имя человеку дается его родителями, и мы даже не обращаем внимания на глубокое богословское содержание этого явления. А явление это напрямую связано с одним из ключевых понятий всего Священного писания – СЫНОВСТВО, о котором речь пойдет отдельно.
Обратим внимание, что в родословии Сифа указаны только отцы и только имена их сыновей, и только первенцев. (Вместо слова «родословие» правильнее употреблять словосочетание «книга бытия человеков», как это сделано в септуагинте и соответственно в нашем церковно-славянском переводе. «Книга бытия человеков» используется в Бытии только при описании рода сифитов. И на это сделан особый акцент. В первых строках пятой главы мы читаем: «Сiя́ кни́га бытiя́ человѣ́ча, въ óньже дéнь сотвори́ Бóгъ Адáма, по о́бразу Бóжiю сотвори́ егó, … Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду своемý и по о́бразу сво¬емý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ».
Возникает вопрос, а куда подевался Каин? Ведь он старший сын Адама! Ответ прост – ни Каин после заклания Каином праведного Авеля и его ухода от лица Господа, ни его потомки не входят в «книгу бытия человеков». («Книга бытия человеков», вероятно, есть «книга жизни», часто упоминаемая как в Ветхом, так и в Новом заветах. См. (Лук. 10:20), (Откр. 3:5, 20:12, 20:15), (Пс. 68:29), (Иссая 4:3), (Филип. 4:3)).
В перечне же потомков Каина с определенного момента «родословие» показывается уже не от отца, а от матерей, и впервые появляется сообщение о имени дочери. «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами…. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема» (4:19-22). Важно отметить, что дети Ламеха это фактически последние прямые потомки Каина. Именно при них произойдут самые страшные события, после которых последует конец допотопной цивилизации. О событиях этих Библия сообщает нам скупо, но емко. Во-первых, нам рассказывается об убийстве Ламех возможно был первым двоеженцем, и он убил неких двух людей: мужа и отрока (Есть разные мнения по поводу того, кто были эти люди. По одной из версий, уже старый и ослепший Ламехом во время охоты случайно убил своего прапрадеда Каин и чуть ли собственного сына Тувалкаина. Что здесь правда, а что выдумка разобраться сложно, но на ее правдоподобие указывает упоминание Ламехом имени Каина в своем плаче перед женами. Вряд ли мы можем допустить мысль, что до этого случая за все века существования каинского рода не произошло ни одного, даже непреднамеренного убийства).
Но главное, в родословии каинитов появляются имена жен и одной из дочерей Ламеха. И это некий сигнал для нас. Зная, что на детях Ламеха заканчивается описание рода каинитов, мы можем догадаться, что его дочери и дочери его сыновей и были теми «дочерьми человеческими», который вошли в отношения с сифитами (названными в Бытии «сынами Божьими»). О последних сказано: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (6:2). А до этого отдельно отмечено: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери» (6:1), хотя мы понимаем, что дочери рождались и ранее, как у каинитов, так и у сифитов. После «смешения» потомков двух родов появляется новая генерация людей, о которых в синодальном переводе Библии сказано обманчиво неточно: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (6:4). «Славные люди» – не в положительном смысле, как достойные славы, а в значении славящие себя. В церковно-славянском варианте этот стих переведен точнее: «Исполи́ни же бя́ху на земли́ во дни́ о́ны: и потóмъ, егдá вхождáху сы́нове Бóжiи къ дщéремъ человѣ́ческимъ, и раждáху себѣ́: тíи бя́ху исполи́ни, и́же от вѣ́ка, человѣ́цы имени́тiи». (Термин «исполины» также обманчив, так как в нашем языке имеет положительную нагрузку. На самом деле это перевод с древнегреческого слова «гигантес», то есть очень большой. Вероятно эти потомки двух родов были огромного роста. В других книгах Библии также есть упоминания о подобных гигантах. Они также называются нефилимами, гибборимами и рефаимами. Современная археология располагает множеством примеров нахождения в разных слоях земли скелетов людей, достигавших нескольких метров роста).
Ключевое слово здесь «именитые» от слова «имя». «Люди именитые» означает прославляющие свое имя вместо имени Божьего, что и выражено в словах о Духе Божьем, пренебрегаемом этими людьми. Итак, среди людей происходит всеобщее (за исключением семьи Ноя) отступление от Бога. В Библии это выражено так: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они суть плоть…» (6:3). То есть, делая себе имя и гонясь за своей лишь славой (вместо славы Творца), допотопные люди неминуемо стали одной лишь «плотью», что означает полное обмирщение людей (забота только о мирских делах) и забвение Творца. И как результат: «Ви́дѣвъ же Госпóдь Бóгъ, я́ко умнóжишася злóбы человѣ́ковъ на земли́: и вся́къ помышля́етъ въ сéрдцы своéмъ прилѣ́жно на злáя во вся́ дни́…». Или в синодальном переводе: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (6:5). И «Растлѣ́ся же земля́ предъ Бóгомъ, и напóлнися земля́ непрáвды. И ви́дѣ Госпóдь Бóгъ зéмлю, и бѣ́ растлѣ́нна: я́ко растли́ вся́ка плóть пýть свóй на земли́» (6:11-12).
Библия ничего не сообщает нам о злых делах живших тогда непонятных для нас «исполинов», но мы получаем знание, что Бог смотрит не на дела, а на сердце человека. И этого достаточно для окончательного суда. (Кстати, несмотря на стремление допотопных исполинов прославиться и оставить после себя имя, имен их в истории как раз почти не сохранилось. Но некоторые, в том числе и православные богословы, считают, что под именами некоторых исполинов скрываются боги из мифологий разных народов. Например, Тувалкаин это никто иной, как бог из римского пантеона Вулкан, названный в Бытии ковачом всех орудий из меди и железа. И этимология двух слов явно единая).
После описания событий спасения семьи Ноя и всех, кто был в ковчеге Священное писание сообщает, что человечество, возродившееся после Потопа, осталось по сути прежним и также подверженным тем же страстям, что и допотопное. Проникая в суть «новых» людей, «сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (8:21).
(Здесь следует остановиться на слове «зло» в этом и подобном уму стихах. В церковно-славянском в большинстве случаев вместо «зло» стоит термин «лукавое». Ошибка эта идет с самого первого упоминания этого в слова в Бытии. На русском мы читаем и усвоили как единственно правильную идиому: «от дерева познания добра и зла».
И хотим мы этого или не хотим, в голове невольно появляется мысль об онтологическом существовании зла, как непременном атрибуте сотворенного Богом мира. Но как мы знаем: «Бог зла не сотворил». На лицо противоречие. Но все становится на свои места, когда мы берем церковно-славянский вариант (который является калькой с септуагинты): «от дрéва же, éже разумѣ́ти дóброе и лукáвое». «Лукавое» это то, что происходит от врага всех людей, отца лжи, змея искусителя, самого дьявола.
И в данном случае неправильное употребление слова «зло» вводит нас в заблуждение. Но церковно-славянском мы читаем: «помышлéнiе человѣ́ку прилѣ́жно на злáя от ю́ности егó». А до этого мы читали: «и вся́къ помышля́етъ въ сéрдцы своéмъ прилѣ́жно на злáя во вся́ дни́». Помышления человека не зло, а лишь склонно творить зло. Почему? Да потому, что через первородный грех любой человек находится под влиянием того самого лукавого духа. «Зло» в данном случае теряет свою онтологичность. То есть зло это не делание добра).
Действительно, сразу после принесения праведным Ноем положенной жертвы и объявления Богом нового завета с Ноем мы узнаем об истории с одним из трех сыновей Ноя Хамом, когда он, увидев опьяневшего и обнажившегося отца, смеялся над ним и сообщил об этом своим братьям. С такого, казалось бы, незначительного момента начинается история очередного отпадения человека от Бога.
Святой Иоанн Златоустый обращает внимание, что Ной был не только отцом Хама (непочитание отца – нарушение пятой заповеди, которая будет «юридически» озвучена в десяти заповедях, данных Богом Моисею), но и единственным священником (первосвященником) немногочисленной послепотопной Церкви, приносившим от всей Церкви необходимую жертву Богу. (При этом сам Хам за свою «выходку» не ответит, но ответит его сын Ханаан, что может означать накопление и передачу греха через сына и далее по нарастающей следующим поколениям).
После истории с неуважительным отношением Хама по отношению к отцу, проклятии Ханаана (опустим пока стихи, посвященные перечислению потомков Ноя) бытоописатель сразу, без каких-либо объяснений переходит к описанию важнейшего событии в истории не только послепотопного, но и всего исторического человечества – попытке создания первой единой всемирной цивилизации, имя которой будет дано позднее - Вавилон. Это должно заставить нас задуматься о связи этих двух событий.
В Библии такое явление как «Вавилон», упоминается три раза. Первый, в истории о строительстве т.н. Вавилонской башни, второй в событиях семидесятилетнего Вавилонского плена израильского народа и, наконец, в описании апостолом Иоанном в данном ему откровении о последних годах существования человечества перед приходом Сына Божьего и Страшным судом.
Итак, «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их жегом. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Кто такие «они», двинувшиеся с востока, мы должны лишь догадываться. Но у нас есть подсказка: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). Уход «на восток от Едема» означал прямое богоборчество самого Каина и его потомков. Получается, люди, пришедшие с востока, есть продолжатели дел Каина? Дух Каина оказался неистребим потопом через тот самый первородный грех и склонность творить лукавое.
(Дальнейшие параллели с современными историческими событиями о некоем пришедшем с востока народе, отказавшимся от священства, первым сумевшим построить «башни до небес» (по нашему - небоскребы), и решившими устроить единый мировой порядок (рассеяться по лицу всей земли) приветствуются, но непосредственно к обсуждаемой теме отношения имеют лишь опосредованно.
Кстати, устойчивый образ строительства «башни до небес» является ошибочным. На самом деле строители эти были не глупее нас и понимали, что построить башню, которая «скребла» бы небеса, невозможно. Ошибка эта опять же происходит из за неправильного перевода. Философ и богослов Е.А.Авдеенко, специалист по древнееврейскому и древнегреческому языкам, перевел эту фразу так: «построим башню, начало которой в небе». Ключевой слово – «начало». Для лучшего понимания замыслов «строителей башни» стоить отметить, что вавилоняне нашего времени, строящие современный Вавилон, начинали с того же. Они также поставили себе задачу познать законы мироздания. Вспомним труд одного из первых «строителей» И.Ньютона. Он так и назывался: «Математические начала натуральной философии». И те древние «строители» покусились именно на это - познать божественные начала, законы нашего мира. Мы можем лишь догадываться, как именно люди тех времен пытались это осуществить. Вероятно несколько иным путем, нежели современные «строители». Но по косвенным признакам можем догадаться, что в те времена это делалось не с микроскопом и телескопом в руках, а через магию и чародейство. Не зря история народов Месопотамии (где предположительно и был Вавилон) сообщает нам об их успехах в тайных знаниях о колдовстве, астрологии, хиромантии, алхимии и т.д. То есть «башня» - это лишь символ этого безумного стремления, в основе которого лежит первый грех – стать как боги. Но тогда возникает закономерный вопрос – для чего нужно было писать о кирпичах и смоле? По мнению упомянутого выше Е.А.Авдеенко, эти два изобретения также являются лишь символами конструирования в двузначной системе, знакомой нам как ноль-единица).
Но вернемся к теме. Для нас ключом к расшифровке происходящего является фраза идеологов строительства вавилонской башни - «сделаем себе имя». Как это «сделать имя»? Имя и так есть, оно дается при рождении каждому из нас нашими родителями! Но в данном случае «имя» также является символом того, что строители «башни» не хотят больше быть Адамом, человеком, несущим образ Божий. Они стремятся преодолеть человечность от Бога. (В наше время продолжатели дел вавилонских строителей называют себя гуманистами, в центре мировоззрения которых опять же стоит человек как вершина творения (точнее по их терминологии - эволюции), и Бог в этой картины мира лишь лишний элемент. Такая установка непременно должна привести новых «строителей башни» к идеям транс гуманизма, что мы и видим на практике. И современная наука наглядный тому пример. В первую очередь речь идет о уже давно ведущихся генетических опытах над клеткой человека с дерзкой идеей создать в прямом смысле «искусственного» человека и по возможности бессмертного. Кроме того, по настоянию современной, т.н. «объективной» науки, мы уже давно происходим не от общего праотца Адама, а от общего предка с обезьяной. Не зря святые отцы утверждали, что дьявол есть обезьяна Бога. И мы должны признать свое происхождение от этой обезьяны. Получается - «усыновиться» дьяволу?).
«Сделать себе имя» напоминает нам о стремлении допотопных исполинов стать людьми «именитыми» с одной лишь разницей. Те пытались оставить в памяти потомков свои имена, прославить себя, а вавилоняне - полностью порвать со своей преемственностью от Адама и Бога.
Но Бог сорвал планы строителей башни, смесил языки и рассеял их по всей земле. Интересно, что безумцы хотели сделать имя и рассеяться по все земле, и Господь сделал то же самое, но по Своему: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле»… и «Посему дано ему (городу) имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (11:8-9). (Вавилон значит смешение. Так в церковно-славянском: «Сегó рáди наречéся и́мя егó смѣшéнiе, я́ко тáмо смѣси́ Госпóдь устнá всея́ земли́, и оттýду разсѣ́я и́хъ Госпóдь по лицý всея́ земли́»).
Тогда Своим вмешательством Господь приостановил деятельность каинитов и хамитов, но лишь на время. Второй раз Он это сделал своим пришествием в мир в качестве Мессии.
Для нашей темы важно то, как Сам Спаситель сказал о Себе: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Ин.5:43). Сам Сын приходит в мир и совершает дело спасения человека «во имя Отца», но иной (антихрист) придет «во имя свое».
(В этом ответ на вопрос, почему евреи так массово отвернулись от Христа в последний момент, а священники еще ранее порешили Его убить? Именно потому, что видели в Нем лишь политического лидера по освобождению от захватчиков, и в целом « улучшателя» своей собственной жизни здесь на земле. Потому, как и в преддопотопный период они стали «плоть»).
Таким образом, Библия нам показывает два пути, два вектора духовного движения исторического человечества.
Первый вектор направлен вниз, к земле в надежде прославить свое имя здесь на земле, и, отказавшись от имени Адам, т.е. преодолев свою «адамовость», человеческую сущность, выйти за границы, установленные Богом для падшего человека в падшем по его же вине мире. (Справедливости ради следует отметить технологические, научные и тому подобные успехи людей, избравших этот путь. Именно такие цивилизации и государства достигали и продолжают «двигать науку», изобретать, улучшать жизненные условия вокруг себя и для себя, а главное гордиться этими достижениями как доказательством единственно правильно выбранного пути. Вспомним, с чего начиналось описание родословия потомков Каина. Каждый из них что-то изобретал, создавал, строил города. Сифиты же лишь жили и смели уповать на Господа).
И второй вектор устремлен вверх, к Богу. Встать на путь собственного внутреннего преображения и уподобления своему Творцу и Спасителю через осознание своей греховности, но с надеждой, что имя твое будет помянуто на небесах.
Популярное видео
-
Доктор культурологии, профессор Забайкальского государственного университета Людмилы Васильевны Камединой.Русская смута на витках истории. Профессор вскрывает параллели смутных эпох русской истории.
Громовы Валерий и Людмила · 383 просмотра -
08. Кн.Притчи. 6. 1-35 отец Даниил Сысоев Великолепно ! Рекомендую !
Громовы Валерий и Людмила · 439 просмотров -
Олег Рыжков · 1088 просмотров