ЗАЧЕМ СВЯЩЕННИКУ ДЕНЬГИ?
Нередко в разговорах или в интернете можно встретить рассуждения возмущенных людей: почему я в церкви должен платить деньги, почему устанавливают «рекомендуемые суммы» пожертвований за те или иные требы? Разве можно устанавливать «цены» и «тарифы» на то, что является частью церковной жизни? Как тут не согласиться? Однако Андрей ЗАЙЦЕВ предлагает посмотреть и с другой стороны свечного ящика – из чего формируется бюджет прихода, и на что он тратится? Точно ли священнику не нужны деньги?
Несколько лет назад один хитрый человек зашел в иконную лавку при Храме Христа Спасителя в Москве и потребовал, чтобы ему продали золотой крестик за один рубль. Когда работник отказал ему, мужчина возмутился и сказал, что в церкви все должно отдаваться людям за пожертвования.
Когда речь идет о золотом крестике или иконе, всем понятно, что такая вещь не может в храме стоить один рубль. У предметов есть себестоимость, и было бы странно, если бы в храмах стали раздавать даром золотые или серебряные изделия.
Но стоит сделать еще один шаг, и число вопросов увеличится.
Человек приходит в храм, подходит к свечному ящику и узнает, что крещение стоит тысячу, отпевание – полторы тысячи, а венчание – две тысячи рублей (цены я придумал самостоятельно, так что не пытайтесь, дорогие читатели, вычислить конкретный храм). Свою цену имеют записки, молебны и панихиды, а также свечи.
Конечно, человек за свечным ящиком скажет вам, что это «рекомендуемая сумма пожертвования». Если вы очень попросите или поищете информацию в интернете, то сможете креститься, крестить своего ребенка бесплатно или найдете храм, где нет фиксированной цены, а каждый христианин кладет в кружку, сколько сможет.
До недавнего времени мне казалось, что второй путь, когда каждый жертвует на храм по возможности, более правильный. Но знакомые священники рассказали, как мужчина после крещения своего ребенка давал батюшке в руку десять рублей. Священник почувствовал себя очень неуютно. Все-таки такая маленькая сумма, даваемая в руки, обидна. После крещения сына или дочери мужчина пойдет в магазин за продуктами, чтобы отпраздновать это событие, и легко убедится, что на десять рублей почти ничего нельзя купить.
Если бы я писал святочный рассказ, то на следующий день к тому же батюшке подъехал бы человек на белом «мерседесе» и отдал бы священнику тысячу долларов за освящение машины. Но в реальности настоятель сельского храма может месяцами и годами ждать такого щедрого жертвователя. В одной из епархий центральной России священники получают от трех до восьми тысяч в месяц. Еще остаются требы, но их число предсказать невозможно. Как люди выживают? Огородами, какими-то подработками, просьбами о помощи. Все это отнимает у батюшек время, силы и здоровье.
У настоятеля проблем еще больше.
В храме есть певчие, которым нужно платить хоть какую-то зарплату. Сторож, алтарник, работник свечного ящика. Даже если настоятель сам, например, преподает в воскресной школе или проводит огласительные беседы перед Таинством крещения, он не может одновременно служить литургию, стоять за ящиком и петь в хоре.
Это означает, что каждый месяц священник должен платить людям. Он не может сказать: «Вы знаете, в этом месяце у нас было мало жертвователей, поэтому вы трудились бесплатно». Настоятель храма не может договориться с прохудившейся крышей, счетами за отопление и электричество. Не может не платить отчисления в епархию. На все это нужны деньги.
Кроме того, у белого духовенства есть жена и дети, а значит, он должен приносить какие-то деньги и домой.
Разумеется, и рекомендованная сумма пожертвований не может решить всех проблем. Если в храме мало прихожан, то священник может остаться без денег, но все-таки фиксированная «цена» дает священнику возможность лучше планировать бюджет прихода.
Впрочем, эти проблемы обсуждались больше ста лет назад. В начале ХХ века большая часть священников в Российской империи жили очень небогато.
Доходы духовенства состояли из двух частей – земельного надела и платы за требы и совершение богослужений. За весь день после треб священник приносил домой два рубля (около 1000 современных по ценам 2012 года), из которых ему полагалось две трети – остальное шло псаломщикам.
Годовой доход небольшого прихода составлял 600 рублей, то есть 300 тысяч по ценам 2012-го (10 тысяч долларов по курсу 1 к 30 или 5 тысяч по курсу 1 к 60), которые после уплаты налогов необходимо было разделить на пять частей.
На Пасху и на престольные праздники священник получал подношения «натурой», но при этом крестьяне могли обманывать попа, «даря» ему тухлые яйца или старую курицу. Иные, пользуясь плохим освещением, могли подсунуть батюшке вместо курицы ворону.
Положение священника в начале ХХ века ухудшали налоги, которые должен был платить каждый приход. Из названной нами суммы в 600 рублей 25 процентов уходило на содержание духовных школ и училищ.
По указу Синода 1870 года весь доход от продажи венчиков и разрешительной молитвы отдавался на содержание бедных учеников. С кружечного сбора 1 процент уходил на лечение клириков и на содержание больного духовенства. После этого на оставшуюся часть доходов накладывались местные епархиальные налоги на содержание духовных училищ.
Священный Синод и Епархиальные съезды духовенства могли вводить дополнительные налоги, но размер даже этих отчислений доходил до половины всех доходов.
Из оставшихся 300 рублей нужно было потратить средства на поддержание храма, а уж оставшаяся часть делилась между клириками. Положение было настолько бедственным, что священники разных епархий писали в Синод прошения об упразднении должности диакона, поскольку он получал 33 копейки с каждого рубля.
Доходы прихода делились между священниками, диаконами и псаломщиками в соотношении 4-2-1.
Представим себе, что на приходе с доходом в 300 рублей у нас служит 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик (на самом деле церковнослужителей могло быть и больше). За год псаломщик получит 42 рубля 85 копеек, диакон – 85 рублей 71 копейку, а священник – 171 рубль 42 копейки. В деньгах 2012 года, когда доллар стоил около 30 рублей, это будет 21 тысяча 425 рублей у псаломщика, 42 855 – у диакона и 85 710 – у священника в год. Церковь пыталась помочь своим бедным клирикам, но эти суммы в расчете на каждого представителя духовенства или на псаломщика не превышали 12 рублей (по состоянию на 2012 год это 6 тысяч рублей или 200 долларов) в год.
Заметим, что в конце XIX – начале ХХ века Синод разрешал общине строить новые храмы лишь в том случае, если они брали на себя содержание священно- и церковнослужителей, здания церкви, обеспечивали приход необходимыми книгами и богослужебной утварью, а также просфорами и вином для литургии.
В наши дни вряд ли прихожане на селе или в небольшом городе смогут полностью содержать храм и священника. Так что разговор о том, сколько стоит крещение или венчание, – очень непростой, и у меня нет гарантированного способа решения этой проблемы.
Я только напомню, что все разговоры о создании крепких общин, литургическом возрождении или миссионерстве мало чего стоят, пока мы не задумаемся о том, что священник – тоже человек, что его силы не бесконечны и ему надо на что-то жить, что храмы восстанавливаются и в них совершается литургия не потому, что прилетает фея с волшебной палочкой. На все это нужны деньги.
Конечно, не все священники бедствуют, но и не все живут богато или даже обеспеченно. Об этом тоже стоит подумать, приходя в храм.
Андрей Зайцев
Источник: Приход.Ru
Реквизиты для помощи Смоленскому храму:
Наименование получателя: ПРИХОД ХРАМА СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАНИЦЫ ШУМИЛИНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ
Отделение банка: ЮГО ЗАПАДНЫЙ БАНК ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
ИНН: 7707083893
КПП: 616502001
БИК: 046015602
Р/сч: 40703810352090090191
Кор/сч: 30101810600000000602
Карта Сбербанка России: 639002529003609352
(Владелец Александр Владимирович Т.,
номер счета 40817810552067104078,
наименование банка получателя: ОТДЕЛЕНИЕ № 5221 СБЕРБАНК РОССИИ Г.РОСТОВА-НА-ДОНУ,
БИК 046015602,
КОР.СЧЕТ. 30101810600000000602,
ИНН 7707083893,
КПП 616143001), с пометкой на благоустроение и благоукрашение Смоленского храма, храни всех Бог+++
Юрий, маасэр (десятина) имеет силу только в земле Израильской (Числа 15 гл), и хоть первые христиане часто именно десятину отдавали, но уже ясно было что не ветхозаветная заповедь движет сердцем, а любовь к братьям в нужде и трудящимся ради Господа и Его проповеди "Каждый уделяй по расположению с...
Развернуть
Юрий, маасэр (десятина) имеет силу только в земле Израильской (Числа 15 гл), и хоть первые христиане часто именно десятину отдавали, но уже ясно было что не ветхозаветная заповедь движет сердцем, а любовь к братьям в нужде и трудящимся ради Господа и Его проповеди "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог." (" Кор. 9, 7) и т.д. А "тарифы" в храмах не точка- всегда можно дать больше, как и меньше и много случаев выполнения треб без всякой платы. Согласна с Вами- "Если бы каждый из нас поступал так, то "ценников" в храме думаю не было бы." Просто время сейчас такое, что многие сердца закрыты для благотворения, вот и пишутся ценники, а кто открыт, тот знает что ему в радость дать, когда есть что, а когда нечего, то сам получает благодать. Спасибо что есть через кого помогать в тайне, ведь сколько через храмы доброго совершается! Да и никто не принуждает, странно что ещё этот вопрос так болезненно воспринимается- приезжала в родной город, знакомые говорят о "дорогих" свечках в храме.... посмотрела, купила- есть совсем дешёвые. Да и можно ведь без свечи зайти, сам будь свечой Господу- гори для людей. Да и батюшка с радостью покрестит и повенчает без платы, если денег у кого нет.
Свернуть
Анжелика, если вдруг по расположению своего сердца вы растеряетесь, и не будедете знать сколько дать священнику, дайте хотя бы десятину! :blush:
Анжелика, если вдруг по расположению своего сердца вы растеряетесь, и не будедете знать сколько дать священнику, дайте хотя бы десятину! :blush:
Юрий, не осмелюсь - я не работаю, у мужа на шее :simple_smile: Для меня сейчас десятина- это ничего, так что по расположению сердца :simple_smile: По мере моего исправление и сердце не будет вводить в заблуждение. А пока, да простит меня Господь, что по разному расположена, может и десятую часть...
Развернуть
Юрий, не осмелюсь - я не работаю, у мужа на шее :simple_smile: Для меня сейчас десятина- это ничего, так что по расположению сердца :simple_smile: По мере моего исправление и сердце не будет вводить в заблуждение. А пока, да простит меня Господь, что по разному расположена, может и десятую часть хватит веры давать, и будет из чего.
Свернуть
Юрий, не осмелюсь - я не работаю, у мужа на шее :simple_smile: Для меня сейчас десятина- это ничего, так что по расположению сердца :simple_smile: По мере моего исправление и сердце не будет вводить в заблуждение. А пока, да простит меня Господь, что по разному расположена, может и десятую часть ...
Развернуть
Юрий, не осмелюсь - я не работаю, у мужа на шее :simple_smile: Для меня сейчас десятина- это ничего, так что по расположению сердца :simple_smile: По мере моего исправление и сердце не будет вводить в заблуждение. А пока, да простит меня Господь, что по разному расположена, может и десятую часть хватит веры давать, и будет из чего.
Свернуть
Анжелика, жена и есть шея, куда хочет туда и повернет голову. А для хорошего мужа, своя ноша не тянет.
Александр, мне кажется, Вам есть смысл поговорить об этом со священником или старостой, мне тоже неприятно шушуканье и звон монет во время Литургии, но у нас храм очень маленький, ничего не сделать. \\Меня смущает, что во время пения "Отче наш" идет сбор денег (проходит алтарник с подносом), очен...
Развернуть
Александр, мне кажется, Вам есть смысл поговорить об этом со священником или старостой, мне тоже неприятно шушуканье и звон монет во время Литургии, но у нас храм очень маленький, ничего не сделать. \\Меня смущает, что во время пения "Отче наш" идет сбор денег (проходит алтарник с подносом), очень отвлекает. Я, как и Вы, решила игнорировать то, что мне мешает, - перестала класть деньги на поднос( хотя, возможно, кого-то этим смущаю), кладу деньги в скарбонку до или после службы.
Свернуть
Вера Федоровна, смущаете не Вы, а именно ходоки с подносами во время службы.
Александр, тут следует вспомнить, что в то время всякий иудей обязан был дать десятину, потому церковной кружки и должно было хватать. Однако алчность заставляла продавать места на территории храма торговцам всякой всячиной. Если в наших храмах начнут продавать одежду, обувь, бытовую технику и пр...
Развернуть
Александр, тут следует вспомнить, что в то время всякий иудей обязан был дать десятину, потому церковной кружки и должно было хватать. Однако алчность заставляла продавать места на территории храма торговцам всякой всячиной. Если в наших храмах начнут продавать одежду, обувь, бытовую технику и прочее на потребу дня, то следует поступить так, как сделал Христос. Однако, если храмы будут по- прежнему бедствовать, то недалек тот час, когда так и будет. Батюшки начнут открывать торговые точки и в "нерабочее время" торговать. Возможно, не на храмовой территории, а за ее приделами. Можно опять - же ресторан открыть, а местной достопримечательностью будут батюшки, матушки и их детишки, работающие в ресторане. Да мало ли где может "развернуться" батюшка, была бы хватка.\ Вот только это уже не будет наш батюшка, а будет малый предприниматель, тогда уж держись, православные, за кошельки, какие там 10-100 рублей. За исповедь платить станем. А нынешнее время вспомним как небывало благодатное :smirk: :joy:
Свернуть
Вера Федоровна, ну вы загнули! Думаю, Господь и дня не потерпел бы батюшку, которому взбрело бы в голову брать деньги за исповедь. А в Иерусалимском храме вовсе не "всякой всячиной" торговали, а именно тем, что было необходимо людям в храме для жертвы. Что касается торговых точек (иконные лавки) ...
Развернуть
Вера Федоровна, ну вы загнули! Думаю, Господь и дня не потерпел бы батюшку, которому взбрело бы в голову брать деньги за исповедь. А в Иерусалимском храме вовсе не "всякой всячиной" торговали, а именно тем, что было необходимо людям в храме для жертвы. Что касается торговых точек (иконные лавки) вне стен храма, то это- прекрасный вариант решения проблемы, а торговать там может кто-то из прихожан. Знаю прекрасный пример: сельский храм в глубинке имел торговую точку (иконную лавку, где и записки принимались) на огромном городском рынке и не смотря на большие налоги, средств от этой торговли и пожертвований в скарбонку (там же) хватало батюшке с лихвой и на ремонт храма, и на содержание семьи
Свернуть
Вера Федоровна, ну вы загнули! Думаю, Господь и дня не потерпел бы батюшку, которому взбрело бы в голову брать деньги за исповедь. А в Иерусалимском храме вовсе не "всякой всячиной" торговали, а именно тем, что было необходимо людям в храме для жертвы. Что касается торговых точек (иконные лавки) ...
Развернуть
Вера Федоровна, ну вы загнули! Думаю, Господь и дня не потерпел бы батюшку, которому взбрело бы в голову брать деньги за исповедь. А в Иерусалимском храме вовсе не "всякой всячиной" торговали, а именно тем, что было необходимо людям в храме для жертвы. Что касается торговых точек (иконные лавки) вне стен храма, то это- прекрасный вариант решения проблемы, а торговать там может кто-то из прихожан. Знаю прекрасный пример: сельский храм в глубинке имел торговую точку (иконную лавку, где и записки принимались) на огромном городском рынке и не смотря на большие налоги, средств от этой торговли и пожертвований в скарбонку (там же) хватало батюшке с лихвой и на ремонт храма, и на содержание семьи
Свернуть
Александр, конечно, я несколько "загнула", но...Когда человек начинает заниматься коммерцией, его душа меняется, для коммерсанта главное - прибыль, иначе его бизнес может потерпеть крах. Мне думается надо изо всех сил ограждать батюшек от коммерции. Возможно, приходской совет мог бы заняться этим...
Развернуть
Александр, конечно, я несколько "загнула", но...Когда человек начинает заниматься коммерцией, его душа меняется, для коммерсанта главное - прибыль, иначе его бизнес может потерпеть крах. Мне думается надо изо всех сил ограждать батюшек от коммерции. Возможно, приходской совет мог бы заняться этим ( если он достаточно силен и состоит не только из бабушек). Я спросила у молодого священника, друга семьи, как они добывают деньги. Он сказал, что его это не касается, финансовыми вопросами занимается староста. Вот это, думаю, хороший вариант. Но где найти таких старост на все храмы? И бедный староста, какой станет его душа в этой битве... Помните притчу об экономе монастыря, почерневшем по смерти так, что монахи были в ужасе?
Свернуть