Какими были Рождественские ёлки при дворе Николая I.
Целый лес ёлок.
Николай и Александра тогда ждали своего первенца, будущего императора Александра II, он родился в апреле. С той поры так и повелось, что в семье Николая Павловича и Александры Фёдоровны ёлки устраивались каждый год, сначала – в Аничковом дворце, а после восшествия на престол – и в Зимнем.
В 1828 году Александра Фёдоровна устроила первый детский праздник для своих пятерых детей и для дочерей великого князя Михаила Павловича. В последующие годы все они проводились по заведённому порядку.
Празднество проходило в сочельник, 24 декабря, вечером, после всенощной службы, в покоях императрицы, которая сама распоряжалась торжеством. Александра Фёдоровна подавала сигнал, и детей пускали в зал. Каждого ребёнка ждал отдельный столик, своя ёлка, увешанная пряниками и конфетами, и подарки.
Отдельные столики и ёлки готовились для императора и императрицы. «Словом, целый лес ёлок», – вспоминала Анна Тютчева, фрейлина великой княгини Марии Александровны, супруги наследника престола, вскоре – императора Александра II.
Рояль под ёлкой.
Императрица сама подводила ребёнка к предназначенному для него столу. Великие князья и княжны получали в дар альбомы с рисунками, книги, наборы для рисования, а юноши – инструменты для столярных работ, обучение которым было частью их воспитания.
Дети постарше обычно получали в дар наряды и украшения. Родители старались исполнить их желания. Например, самый младший ребёнок в семье великий князь Михаил мечтал выучиться играть на виолончели – и однажды получил в подарок этот инструмент.
Средняя дочь – Ольга – получила в подарок письменный стол с креслом, когда ей выделили отдельную комнату для занятий, а в другой год – рояль, платья к свадьбе сестры и браслет с сапфиром. Позже она писала, что казна выделяла на наряды детей определённую сумму, но этих денег «никогда бы не хватило, если бы Мама не помогала нам подарками на Рождество и в дни рождения».
Подарки по лотерее.
Дети тоже готовили подарки друг другу и родителям. Это были самоделки – рисунки, вышивки, а мальчики могли подарить сёстрам кукольную мебель, сделанную на уроках столярного искусства. Друг другу дарили мелочи, купленные «на наши карманные деньги», вспоминала Ольга Николаевна.
Венценосные супруги тоже дарили друг другу подарки. «Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe [т.е. саксонский фарфор], образа, платья и т.д. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки», – свидетельствует Тютчева.
Кстати, фрейлина тоже получала подарки и могла сама сделать подарок даме, которой служила, например, подарить небольшую икону.
Праздник считался детским и семейным, но порой на него приглашались придворные с детьми. Для гостей в другом зале устраивалась лотерея: гости тянули карты, потом государь выкликивал их, выигравший подходил и поручал подарок из рук самого Николая Павловича. Это были ценные вещи, например, фарфоровые вазы, лампы или сервизы.
Вслед за правящей фамилией ёлки стали устраивать дворянские семьи. Обычай быстро распространился, и в 1852 году устроили первую общественную ёлку для взрослых – на Екатерингофском вокзале (в те годы вокзалом называлось помещение для развлечений публики, обычно – музыкальных).
А вот наступление нового года в императорской семье не праздновалось. Анна Тютчева вспоминала: «Вечер под Новый год я провела у императрицы, где говорили о войне и щипали корпию для армии. В одиннадцать часов подали шампанское, поздравили друг друга, и императрица отпустила нас: так принято в царской семье, чтобы к двенадцати часам каждый удалялся к себе».
Первое января отводилось под официальные визиты, а правящий император с супругой принимали поздравления от послов и сановников.
С праздником+++