Что нельзя делать в православном храме.
1. Мужчинам нельзя заходить в церковь в головном уборе.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:
«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
2. Женщина, напротив, не должна заходить в храм с непокрытой головой, причем платок должен целиком и полностью покрывать волосы и закрывать уши.
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 11:4-5:
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».
3. Женщина не должна приходить в храм с ярким макияжем. Лучше перед посещением храма совсем не пользоваться косметикой. В церкви должно сохранять внимание к службе и молитве.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе».
4. Не стоит входить в храм в шортах и коротких юбках. Для женщины достаточно закрыть колени и надеть любую одежду, которая будет закрывать руки, плечи и грудь. Мужчина должен быть в длинных брюках. Женщинам не подобает приходить в мужской одежде и наоборот.
Второзаконие, 22:5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это».
5. Большинство священников пускают женщину в храм во время критических дней, но она не имеет права участвовать в таинствах. В редких случаях, до таинства женщину допустить могут, не не разрешат прикладываться к святым реликвиям.
6. В православных храмах нельзя креститься слева направо.
В книге «Псальтирь» сказано в «кратком изъявлении»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра«.
В католичестве крестятся слева-направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
7. В церкви следует отключать мобильные телефоны или звук звонка. Храм – место для уединения, и общению с Богом ничего не должно мешать. Если телефон зазвонит во время службы – вам будет стыдно, а окружающим – неприятно. И уже тем более православный храм - не место для мобильных игр, вроде Pokemon Go.
8. В церкви нельзя шуметь, смеяться и громко разговаривать. В храмах сильная акустика и это может серьезно мешать богослужению.
9. Дети часто еще не умеют правильно себя вести в храме. Если дети гиперактивные, то лучше воздержаться от того, чтобы брать их с собой на службу. Кричащие или плачущие дети в церкви отвлекают от молитвы. Если ваш ребенок заплакал, спокойно выйдите с ним из храма.
10. Женщины в храме не могут исполнять функции священнослужителя. Это глубоко закреплено в православной традиции.
Диакон Андрей Кураев: «Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
11. В православном храме не рекомендуется сидеть. Исключение составляют люди больные, которые физически не могут стоять всю службу.
Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, при которой не утрудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва – без души».
12. Если вам необходимо перейти в другую часть храма – не проходите между священником и алтарной частью.
13. Во время богослужения не рекомендуется праздно ходить по храму и здороваться со знакомыми, это мешает прихожанам сосредоточиться на молитвах. Приветствовать знакомых людей стоит молча легким кивком головы. Держаться за руку в храме тоже не принято.
Преподобный Лаврентий: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».
14. Нельзя демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время службы и молитвы.
15. Не заходите в алтарную часть, даже если вам очень интересно. Там могут находиться только служители храма. Изредка туда допускаются представители власти.
Шестой Вселенский Собор постановил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
16. Если кто-то рядом с вами ведет себя несоответственно ситуации – лучше промолчать или сказать об этом негромко и деликатно. Однако лучший выбор - сосредоточиться на молитве и не делать никаких замечаний в храме.
Иоанн Златоуст: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным».
17. В храме нельзя ничего есть, пить и тем более входить в храм в нетрезвом состоянии. По уставу не принято приходить на утреннюю службу на полный желудок. Оступления возможны по немощи, с укорением себя.
18. Если вы куда-то торопитесь – лучше не идите в церковь. Поход в храм не терпит суеты, поэтому постоянно поглядывать на часы или спрашивать время у кого-то еще считается неуважительным.
Исаак Сирин: «Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность, отвергни попечения силою веры, ударяй в сердце страхом Божиим – и удобно приучишься ко вниманию. Молящийся ум должен находиться в состоянии вполне истинном. Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве».
19. В церкви не стоит скрещивать руки за спиной. Откуда появился этот запрет, уже никто не помнит, но лучше не провоцировать окружающих. Скрещивание рук, как и «фига за спиной» - древнейшие символы защиты и неприятия чего-либо. В общении с Богом следует быть полностью открытым и искренним.
20. В записках о здравии и за упокой не нужно писать фамилии и отчества, а также нецерковные имена. Вносить в список некрещеных, иноверцев и самоубийц тоже не принято.
21. Не стоит вынимать отгоревшие свечи и вставлять свою на их место. Это могут делать лишь служащие храма после завершения обрядов.
22. В храм нельзя ходить с животными, особенно – с собаками. В Библии собака считается нечистым животным, у иудеев ее считали воплощением всего презренного.
23. Мнение служителей церкви сильно различается относительно неношения нательного крестика в церкви. Некоторые считают, что это большой грех, другие призывают быть терпимее к человеку. Без крестика вас могут пустить в церковь, но к таинствам не допустят.
24. Прикладываясь к иконе, не целуйте лики Христа, Божьей матери и святых. Нельзя целовать рамку иконы, так как этот обычай – отголосок еретической традиции. Целующий раму невольно поддерживают ересь иконоборчества.
25. В церкви и во дворе церкви запрещается курить.
Та часть храма, где на алтаре стоит Христос - мужская половина, где Богородица - женская. Но, это так условно, находиться можно в любой части храма, если это необходимо. Дабы не отвлекать вторую половину от молитвы.
Sirioga, это не условно, а традиционная ориентация в пространстве храма.
Курицам же - "закон не писан" :simple_smile: - в любой части храма кудахчут..
Ирина Ива, <"..девушки носили волосы и распущенными, особенно на праздники..">
- можете ли подтвердить это фактами из церковной истории и
примерами из житий благочестивых христианок ?
(это чтоб не называть вас "сеющей плевелы-соблазны среди паствы Христовой")
neponimaj, достаточно прочесть исторические книги или посмотреть произведения художников разных веков. Вы всерьёз полагаете, что этнография не наука? Посмотрите альбомы народных костюмов. Можете меня называть как угодно, но, к вашему сведению, даже маленьких мальчиков одевали в девичьи платьица п...
Развернуть
neponimaj, достаточно прочесть исторические книги или посмотреть произведения художников разных веков. Вы всерьёз полагаете, что этнография не наука? Посмотрите альбомы народных костюмов. Можете меня называть как угодно, но, к вашему сведению, даже маленьких мальчиков одевали в девичьи платьица приблизительно до 5-ти летнего возраста ( это насчёт запрета мужчинам носить женскую одежду) :smile: У меня есть фото конца 19 века, где мой дед именно так и одет. А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек.
Свернуть
neponimaj, достаточно прочесть исторические книги или посмотреть произведения художников разных веков. Вы всерьёз полагаете, что этнография не наука? Посмотрите альбомы народных костюмов. Можете меня называть как угодно, но, к вашему сведению, даже маленьких мальчиков одевали в девичьи платьица п...
Развернуть
neponimaj, достаточно прочесть исторические книги или посмотреть произведения художников разных веков. Вы всерьёз полагаете, что этнография не наука? Посмотрите альбомы народных костюмов. Можете меня называть как угодно, но, к вашему сведению, даже маленьких мальчиков одевали в девичьи платьица приблизительно до 5-ти летнего возраста ( это насчёт запрета мужчинам носить женскую одежду) :smile: У меня есть фото конца 19 века, где мой дед именно так и одет. А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек.
Свернуть
Ирина Ива, странный у вас источник катехизации :
исторические книги, произведения художников, фотки ваших предков, альбомы костюмов..
Опять же, ваше утверждение "А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек" - из откуда взялось ? (ну дайте же посмотрет...
Развернуть
Ирина Ива, странный у вас источник катехизации :
исторические книги, произведения художников, фотки ваших предков, альбомы костюмов..
Опять же, ваше утверждение "А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек" - из откуда взялось ? (ну дайте же посмотреть, не утаивайте)
И что вы насчёт приоритета авторитетности Св. Писания, святоотеческого Предания - письменного и устного, иконографии, преемственных традиций благочестивого поведения христиан -- думаете ?
P.S. <"..можете меня называть как угодно..">
- не волнуйтесь, я не собираюсь обзываться на вас :)
Свернуть
[" Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что
и доброе и злое начинается с малого.
В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упу...
Развернуть
[" Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что
и доброе и злое начинается с малого.
В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упустить время и не исторгнуть ее из сердца, то она становится львом, который хватает свою жертву и впивается в нее зубами. Тогда трудно бороться с грехом, овладевшим душой, как человеку – с хищным зверем. Святоотеческий опыт учит не уступать греху в малом и не считать что-либо незначительным в духовной жизни. Грех незамеченный и неисторгнутый из души подобен непогашенной вовремя искре, которая может превратиться в испепеляющее пламя пожара. Часто от незатушенного костра выгорали леса, а от уголька, выпавшего из печи – целое селение.
Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием
человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.
св. Игнатий Брянчанинов – великий учитель аскетики – подчеркивает, что содержание и форма связаны друг с другом. Содержание находит целесообразную форму, а форма сохраняет содержание. Если в кувшине образуется трещинка, то вода постепенно вытечет из него.
Изменение содержания должно изменить форму, а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности.
Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для незамужней это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу. По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной головой.
Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела. Ангел-хранитель приближается к целомудренным и соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.
Обнаружить истинные достоинства человека — нелегкое дело. И все же его внутренняя суть обязательно проявляется в каких-либо видимых формах, в том числе и в одежде.
Одна из функций одежды заключается в том, чтобы показать, кто этот человек — мужчина или женщина, служит ли он Богу или проводит время праздно, богобоязнен он или нечестив.
Одежда и честь человека непосредственно связаны между собой, одеждой можно даже выразить свое смирение перед Богом. Существует христианская честь, о чем говорит Слово Божье: «Живите достойно благовествования Христова...» (Фил.1:27), и мирская честь. Одежда почти всегда с достаточной точностью показывает, какой честью мы дорожим.
Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды.
Почему так много проблем и искушений в этой, казалось бы безобидной, области? — Потому что извечный враг Божий старается извратить и опошлить все святое. Он оспаривает и пытается разрушить буквально все установления Божьи. И если Бог одел человека, то дьявол старается, где только можно, раздеть его. Даже с Иисуса Христа он сорвал одежду с целью лишить Его чести (Матф.27:35). Один одержимый злым духом раздел семерых (Деян.19:16), другой бесноватый вообще не одевался (Лук.8:27).
В этом мире, где правит лукавый, необыкновенно хитрый князь, прослеживается движение к раздеванию, к более вольной одежде. Что десять лет назад считалось позорным — сегодня воспринимается в порядке вещей.
К сожалению, такое движение можно встретить даже в христианских рядах. "]
Свернуть
Ирина Ива, странный у вас источник катехизации :
исторические книги, произведения художников, фотки ваших предков, альбомы костюмов..
Опять же, ваше утверждение "А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек" - из откуда взялось ? (ну дайте же посмотрет...
Развернуть
Ирина Ива, странный у вас источник катехизации :
исторические книги, произведения художников, фотки ваших предков, альбомы костюмов..
Опять же, ваше утверждение "А закрывать волосы - требование к замужним. Именно по этой детали их отличали от девушек" - из откуда взялось ? (ну дайте же посмотреть, не утаивайте)
И что вы насчёт приоритета авторитетности Св. Писания, святоотеческого Предания - письменного и устного, иконографии, преемственных традиций благочестивого поведения христиан -- думаете ?
P.S. <"..можете меня называть как угодно..">
- не волнуйтесь, я не собираюсь обзываться на вас :)
Свернуть
neponimaj, а зачем утаивать? Для вас исторические факты не аргумент, так что я вам буду объяснять? Сами немножко поинтересуйтесь, вспомните, что Священное Писание -это не учебник по этнографии, это для других целей нам дано, нет там детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов. У ис...
Развернуть
neponimaj, а зачем утаивать? Для вас исторические факты не аргумент, так что я вам буду объяснять? Сами немножко поинтересуйтесь, вспомните, что Священное Писание -это не учебник по этнографии, это для других целей нам дано, нет там детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов. У историков поспрашивайте, как наши предки одевались, как одевались люди в первые века христианства, как в ветхозаветные. Думаю, что много интересного для себя откроете, если книги будете читать не для развлечения, а для пополнения знаний. Простите, не обижайтесь, но больше отвечать не буду. Ладно бы вам было лет 15, но вы же взрослый человек.
Свернуть
neponimaj, а зачем утаивать? Для вас исторические факты не аргумент, так что я вам буду объяснять? Сами немножко поинтересуйтесь, вспомните, что Священное Писание -это не учебник по этнографии, это для других целей нам дано, нет там детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов. У ис...
Развернуть
neponimaj, а зачем утаивать? Для вас исторические факты не аргумент, так что я вам буду объяснять? Сами немножко поинтересуйтесь, вспомните, что Священное Писание -это не учебник по этнографии, это для других целей нам дано, нет там детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов. У историков поспрашивайте, как наши предки одевались, как одевались люди в первые века христианства, как в ветхозаветные. Думаю, что много интересного для себя откроете, если книги будете читать не для развлечения, а для пополнения знаний. Простите, не обижайтесь, но больше отвечать не буду. Ладно бы вам было лет 15, но вы же взрослый человек.
Свернуть
Ирина Ива,
конечно, не будете отвечать, - у вас аргументов нету.
<..Священное Писание - это не учебник по этнографии,..> - а этнография - не учебник благочестия христианского. Выбирайте сами.
Кстати, в Библии < ..нет детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов..>,
потому...
Развернуть
Ирина Ива,
конечно, не будете отвечать, - у вас аргументов нету.
<..Священное Писание - это не учебник по этнографии,..> - а этнография - не учебник благочестия христианского. Выбирайте сами.
Кстати, в Библии < ..нет детального описания обычаев и нарядов всех веков и народов..>,
потому что верующим они и даром (мягко говоря) не нужны :)
Свернуть