Уйти после «Отче наш», не оглянувшись
Наверное, это видел каждый постоянный прихожанин. Храм медленно заполняется: на «Господи, спаси благочестивые» людей чуть больше. После «Оглашенные, изыдите!» – еще. К Причастию подтягиваются семьи с детьми. После «Отче наш» часть выходит, после «Аллилуйя» – еще часть, а к отпусту в храме остаются самые стойкие.
Увы, наверное, каждый хоть раз так поступал.
«Я не буду причащаться, поэтому уйду после “Отче наш”!» – «А я не буду причащаться, поэтому просто опоздаю». – «А я как раз буду причащаться, ну так главное к Евангелию поспеть!»
Боюсь высказаться банально. Это – невежливо. Так нельзя ни с братьями и сестрами, ни с духовенством, ни с Самим Богом.
Господь порицает невоспитанность и бестактность. В притче о званых и избранных хозяин очень возмущен отказом гостей прийти к его сыну на прием по случаю свадьбы, хотя, казалось бы, у всех у них образовались очень важные дела. Один даже женился. Но, с точки зрения хозяина, это их совершенно не оправдывает.
Вообще-то хозяин прав. Во-первых, можно было бы и предупредить. Во-вторых, совершить сделку с недвижимостью можно было днем раньше, днем позже или, в конце концов, в тот же день, но через несколько часов; купленные волы никуда за сутки не убегут, а уж внезапная свадьба и именно в день важного приема – это просто нелепость. Что, в древней Иудее ЗАГС только один день в месяц работал?
Хозяин – человек гостеприимный, он готов друзей найти и на улице. Но вот человека в «не брачной одежде» выгоняет вон. Если не вдаваться в толкования разного уровня исторической достоверности, то фактически это выглядело так: вылез человек из-за руля своего трактора и, даже руки не помыв, в штанах, перепачканных машинным маслом, благоухая потом, уселся за праздничный стол – видимо, считая, что вот только его тут все и ждут. Ну прямо герой песни Бориса Гребенщикова «Два тракториста»: «Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане и этим сознанием горд». Право же, друг мой, тебя не выпить пива приятели после смены зовут. Мог бы хоть рубашку сменить.
К Причастию – в гости на тортик?
Попробуем представить себе продолжение пира. Вот внесли горячее, потом фрукты и, наконец, свадебный торт – и тут один из гостей смачно облизывает ложку, шумно сморкается в салфетку, встает и уходит, не задвигая стул и не прощаясь.
Примерно такой же невоспитанностью, граничащей с хамством, является внезапный уход с Литургии. Или приход сразу «к столу» – то есть к Евхаристии.
Одно дело, когда на Литургию опаздывает мама с маленьким ребенком, по дороге сумбурно молясь, как могла бы молиться какая-нибудь спешащая на вечерю из притчи одинокая швея: «Господи, он у меня неусидчивый такой, прости, пожалуйста, мы так, на минутку буквально, только поздравить, на чашечку чая».
Другое – когда молодые, крепкие люди за свечным ящиком спрашивают: «А во сколько Причастие? В одиннадцать – одиннадцать пятнадцать? Оооокей!» – и на следующий день приходят ровненько к одиннадцати. Когда у вас там торт вынесут? А вкусный торт-то? Или так, вафельный? Вот к нему-то и придем! И тут же уйдем. «Что, вы уже уходите? – А разве еще что-то осталось?» – как живо повествуется в энциклопедии повседневной жизни, повести А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
«Меня ждут великие дела!»
Евангелист Иоанн рассказывает о последнем ужине Христа с апостолами без особых подробностей, зато тщательно описывает, что происходит после: омовение ног, долгая, вдумчивая беседа. Между прочим, именно в этой беседе Господь оставляет свою уникальную, новую заповедь, перекрывающую даже золотое правило нравственности «возлюбить ближнего, как самого себя».
– Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга, – говорит Господь. И тем самым напоминает: мерилом нашего отношения к ближнему являемся в перспективе уже не мы («как самого себя»), а Он («как Я возлюбил вас»).
То есть нам заповедана любовь до самопожертвования. До Креста ради друг друга.
Современность такого не одобряет. Попытки жертвовать собой по каждому поводу, как считается, нередко и даже чаще всего приводят к неврозу. Поэтому многие сегодня полагают, что жить надо для себя. В свое удовольствие. Своей жизнью. И с ними сложно не согласиться.
Да и чего это я всё «они» и «сегодня»? Мы во все времена совершенно не хотим жертвовать собой, потому что «я у меня один». И даже отдать после Причастия лишние пятнадцать минут своего времени Богу как, выражаясь языком современной философии, нашему «Абсолютному Другому», как персонификации нашего «ближнего вообще», а не конкретных мамы, папы, брата, друга, лежащего на дороге избитого путника, проходящего мимо самарянина, висящего на соседнем кресте разбойника – это зачастую трудно выполнимый подвиг, в качестве подвига не осознаваемый. Ведь меня ждут великие дела! Я не могу ждать!
Проблема в том, что мы слишком рано выходим из-за стола и пропускаем самые важные разговоры. А если мы вдумаемся в этот стих (Ин.13:34), мы поймем самое главное: «Да любите друг друга». Христос не призывает нас к безответной любви. Мы вместе стоим перед Ним, как Он стоит перед нами, и это называется Церковь.
Так вот, пребывание с Богом – это не только принятие Святых Даров. Причастие – не магическая практика. Пребывание с Богом – это еще и пребывание с общиной.
С братьями и сестрами, которых мы, может, даже и не знаем. И окончание Литургии – всеми вместе, единым сердцем, а не уникальными потребителями Его Тела – об этом напоминает.
Зачем Богу наше «спасибо»?
Главное наше Таинство называется Евхаристия, то есть «Благодарение», да вот слов благодарности за него не так уж много. Признаемся, этому способствует и некоторый перекос в наших молитвословах, когда Последование ко Причащению занимает раза в четыре больше страниц, чем Благодарственные молитвы, и сам устав богослужения, когда вынос Чаши рассматривается как развязка богослужения (тогда как он скорее является кульминацией).
«Ну зачем Богу наше «спасибо»? И вообще, «спасибо» на хлеб не намажешь, в карман не положишь», – отмахнется торопливый прихожанин, спешно застегивая куртку и убегая в морозную даль – прочь с территории храма. И ошибется. Потому что из этих самых «спасибо» и складывается наше отношение к Богу и Его Таинству.
Апостол Иоанн спрашивает: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Самое замечательное, что как раз Литургия позволяет «увидеть», «ощутить» Бога через Таинство Его Тела. «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небесного», – поет Церковь сразу после него.
Впрочем, наш торопливый прихожанин, возможно, до этих слов не достоял. И очень зря. Благодарность (а оставшиеся минуты до конца богослужения – это время благодарности) – это не только воздаяние добром на добро, но и осмысление этого полученного добра, коллективная рефлексия над Дарами. В этой рефлексии фактически устраняется иерархия, о чем свидетельствует заамвонная молитва, произносимая священником из среды народа (всю Литургию, напомним, он провел на ступеньку выше – на амвоне и в алтаре, тем самым выступая в качестве, с одной стороны, живой иконы Бога, а с другой – старшего представителя общины).
«Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», – благодарит священник от лица всех нас, и мы присоединяемся к этому благодарению. Так из наших частных благодарностей, соединенных в единую благодарность, которая и звучит в заамвонной молитве, как бы складывается Благодарность вселенская – та самая вечная Евхаристия, что вечной Новостью и вечным Воспоминанием будет звучать на следующий день в новой Литургии.
инокиня Евгения (Сеньчукова).
Сергей, мы приходим на службу не только причаститься, но для соборной молитвы. Многие не причащаются, что же, им дома заняться нечем? Пришли, как в театр, посмотреть? Люди пришли сообща помолиться. В интернете есть миссионерская литургия (видео). Посмотрите, разберитесь, зачем "священники заходят...
Развернуть
Сергей, мы приходим на службу не только причаститься, но для соборной молитвы. Многие не причащаются, что же, им дома заняться нечем? Пришли, как в театр, посмотреть? Люди пришли сообща помолиться. В интернете есть миссионерская литургия (видео). Посмотрите, разберитесь, зачем "священники заходят\ выходят туда сюда". Ну а женщины стоят не в состоянии меланхолии, а в состоянии молитвенном (совсем разные вещи). Продолжительность службы зависит от разных факторов, в том числе и от количества исповедующихся и причащающихся, особенно, если священник в храме один. Вот только слово "обслужить" Вы употребили напрасно. Священник служит, но не людям, а Господу, а люди ему помогают. В Евангелии от Матфея сказано: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." Поэтому христиане и собираются в храме вместе, чтобы обращаться к Господу единым духом: просить, благодарить, прославлять. Если же Вы просто стоите, наблюдая, как кто-то передвигается по храму, - Вы действительно стоите напрасно. Но не думайте так и о других. Думаю, если Вы разберётесь, что такое Литургия для православного человека, Ваше отношение к службе изменится. Бог даст, скоро Вы не захотите уходить со службы. Сейчас так много доступной информации! Только не ленись: читай, смотри, слушай! У Вас впереди так много чудных открытий, Вы познакомитесь с другим миром, и он прекрасен, удивителен, полон чудес, Ваши глаза откроются, Поверьте, потраченное на это время будет с лихвой вознаграждено. Простите за многословие.
Свернуть
Актуальная тема. Соглашусь с Татьяной, что мы мало понимаем суть Литургии.. Обобщать до "мы" не стану, а говоря о себе, признаюсь, что лично я не доросла еще до понимания. Конечно, я читала и, конечно, умом понимаю, но сказать, что есть увереннось, рожденная опытом, нет, не могу. К тому же, бывае...
Развернуть
Актуальная тема. Соглашусь с Татьяной, что мы мало понимаем суть Литургии.. Обобщать до "мы" не стану, а говоря о себе, признаюсь, что лично я не доросла еще до понимания. Конечно, я читала и, конечно, умом понимаю, но сказать, что есть увереннось, рожденная опытом, нет, не могу. К тому же, бывает по разному: когда идешь ради соборной молитвы, когда ради просто присутствия, когда ради Причастия. Может быть это неправильно, но это честно. Однако ж бесспорно, по моему мнению, то, что надо быть вежливым и благодарным, и коль уж есть веские основания уйти - уходи, но других не отвлекай и неуважения не проявляй.
Свернуть
Все зависит от того, зачем ты идешь в храм? Если приходишь туда как в родительский дом, к любимому и дорогому Отцу, к заботливой и любящей Матушке, к своим братьям и сестрам во Христе, то служба не покажется ни длинной, ни унылой, ни казенной, и выслушаешь не только благодарственные молитвы, но и...
Развернуть
Все зависит от того, зачем ты идешь в храм? Если приходишь туда как в родительский дом, к любимому и дорогому Отцу, к заботливой и любящей Матушке, к своим братьям и сестрам во Христе, то служба не покажется ни длинной, ни унылой, ни казенной, и выслушаешь не только благодарственные молитвы, но и еще молебен после службы отстоишь, потому что душа не захочет расставаться со своими родными и любимыми... Ну а если, для того чтобы галочку в блокнотике поставить, что сегодня воскресенье, был в храме, причастился - нужное подчеркнуть... Тогда конечно, будешь и ногах, и о руках, и о прочих частях тела думать... И ведь никто не просит знать церковно-славянский язык, чтобы дословно понимать все тексты службы, когда сердце открыто, Господь Сам туда входит и дает понимание... и никто косо не посмотрит, если вдруг посреди службы решишь присесть на лавочку (кроме чтения Евангелия, конечно), даже если тебе не 80 лет, а всего 18... Приходите к Богу, как к любящему Отцу и тогда отношение к службе изменится...
Свернуть
Сергей, мы приходим на службу не только причаститься, но для соборной молитвы. Многие не причащаются, что же, им дома заняться нечем? Пришли, как в театр, посмотреть? Люди пришли сообща помолиться. В интернете есть миссионерская литургия (видео). Посмотрите, разберитесь, зачем "священники заходят...
Развернуть
Сергей, мы приходим на службу не только причаститься, но для соборной молитвы. Многие не причащаются, что же, им дома заняться нечем? Пришли, как в театр, посмотреть? Люди пришли сообща помолиться. В интернете есть миссионерская литургия (видео). Посмотрите, разберитесь, зачем "священники заходят\ выходят туда сюда". Ну а женщины стоят не в состоянии меланхолии, а в состоянии молитвенном (совсем разные вещи). Продолжительность службы зависит от разных факторов, в том числе и от количества исповедующихся и причащающихся, особенно, если священник в храме один. Вот только слово "обслужить" Вы употребили напрасно. Священник служит, но не людям, а Господу, а люди ему помогают. В Евангелии от Матфея сказано: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." Поэтому христиане и собираются в храме вместе, чтобы обращаться к Господу единым духом: просить, благодарить, прославлять. Если же Вы просто стоите, наблюдая, как кто-то передвигается по храму, - Вы действительно стоите напрасно. Но не думайте так и о других. Думаю, если Вы разберётесь, что такое Литургия для православного человека, Ваше отношение к службе изменится. Бог даст, скоро Вы не захотите уходить со службы. Сейчас так много доступной информации! Только не ленись: читай, смотри, слушай! У Вас впереди так много чудных открытий, Вы познакомитесь с другим миром, и он прекрасен, удивителен, полон чудес, Ваши глаза откроются, Поверьте, потраченное на это время будет с лихвой вознаграждено. Простите за многословие.
Свернуть
Вера Федоровна, 1. Именно театр. Прочитайте хотя бы про "Малый вход" https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-oglashe... Сначала символизирует это, потом другое, потому будет третье...
2. Что касается общей молитвы, то совершая её, мы привязаны к ней, мы не можем проси...
Развернуть
Вера Федоровна, 1. Именно театр. Прочитайте хотя бы про "Малый вход" https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-oglashe... Сначала символизирует это, потом другое, потому будет третье...
2. Что касается общей молитвы, то совершая её, мы привязаны к ней, мы не можем просить каждый чего хочет. Только то, что читает священник. Для своей личной молитвы церковная служба вообще бессмысленна.
3. "Священник служит, но не людям, а Господу". Не могу согласиться. Зачем нужны священники? Я мог бы сам прийти в храм; Отрезать себе кусок хлеба, налить вина; Пойти прочесть молитвы, какие надо; Выпить, закусить и дело готово. Но я не могу это сделать, для этого я вынужден воспользоваться действиями священника, так что не только Богу он служит (по заданию быть "пастухом"), но и людям.
Свернуть
Вера Федоровна, 1. Именно театр. Прочитайте хотя бы про "Малый вход" https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-oglashe... Сначала символизирует это, потом другое, потому будет третье...
2. Что касается общей молитвы, то совершая её, мы привязаны к ней, мы не можем проси...
Развернуть
Вера Федоровна, 1. Именно театр. Прочитайте хотя бы про "Малый вход" https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosluzheniya/liturgiya/liturgiya-oglashe... Сначала символизирует это, потом другое, потому будет третье...
2. Что касается общей молитвы, то совершая её, мы привязаны к ней, мы не можем просить каждый чего хочет. Только то, что читает священник. Для своей личной молитвы церковная служба вообще бессмысленна.
3. "Священник служит, но не людям, а Господу". Не могу согласиться. Зачем нужны священники? Я мог бы сам прийти в храм; Отрезать себе кусок хлеба, налить вина; Пойти прочесть молитвы, какие надо; Выпить, закусить и дело готово. Но я не могу это сделать, для этого я вынужден воспользоваться действиями священника, так что не только Богу он служит (по заданию быть "пастухом"), но и людям.
Свернуть
Сергей, похоже, дело хуже, чем я думала... Вы атеист? Вы не знаете и не хотите знать ничего о христианстве? Веры нет? Тогда зачем Вы ходите( да ходите ли?) в церковь? Или Вы пришли на этот сайт потроллить?. Я так думаю: если бы мне вздумалось пойти в клуб, где собираются фанаты футбола, прежде вс...
Развернуть
Сергей, похоже, дело хуже, чем я думала... Вы атеист? Вы не знаете и не хотите знать ничего о христианстве? Веры нет? Тогда зачем Вы ходите( да ходите ли?) в церковь? Или Вы пришли на этот сайт потроллить?. Я так думаю: если бы мне вздумалось пойти в клуб, где собираются фанаты футбола, прежде всего я выучила бы правила игры и внимательно просмотрела несколько матчей, дабы понять: а за что они так переживают, что их волнует, и, конечно, не стала бы говорить, что матчи слишком затянуты, ничего не понятно, на стадионе холодно, сиденья жёсткие и бедные родители с детьми, вынужденные...\\ По всем трём пунктам Вы серьёзно ошибаетесь, но не буду объяснять Вам "азы", - долго, если захотите, разберётесь сами. А если желания нет, я до Вас не достучусь. Господь сделает это в нужное время. Всего Вам доброго!
Свернуть
Сергей, похоже, дело хуже, чем я думала... Вы атеист? Вы не знаете и не хотите знать ничего о христианстве? Веры нет? Тогда зачем Вы ходите( да ходите ли?) в церковь? Или Вы пришли на этот сайт потроллить?. Я так думаю: если бы мне вздумалось пойти в клуб, где собираются фанаты футбола, прежде вс...
Развернуть
Сергей, похоже, дело хуже, чем я думала... Вы атеист? Вы не знаете и не хотите знать ничего о христианстве? Веры нет? Тогда зачем Вы ходите( да ходите ли?) в церковь? Или Вы пришли на этот сайт потроллить?. Я так думаю: если бы мне вздумалось пойти в клуб, где собираются фанаты футбола, прежде всего я выучила бы правила игры и внимательно просмотрела несколько матчей, дабы понять: а за что они так переживают, что их волнует, и, конечно, не стала бы говорить, что матчи слишком затянуты, ничего не понятно, на стадионе холодно, сиденья жёсткие и бедные родители с детьми, вынужденные...\\ По всем трём пунктам Вы серьёзно ошибаетесь, но не буду объяснять Вам "азы", - долго, если захотите, разберётесь сами. А если желания нет, я до Вас не достучусь. Господь сделает это в нужное время. Всего Вам доброго!
Свернуть
Вера Федоровна, И Вам до свидания! Я скажу очень коротко о том, почему я смотрю на вещи "так", а вы "иначе". Вы запрограммированные люди. С вами, как с компьютером, можно общаться только определённым набором команд. Порой, мне очень трудно сформировать этот набор, потому что тогда я не смогу в по...
Развернуть
Вера Федоровна, И Вам до свидания! Я скажу очень коротко о том, почему я смотрю на вещи "так", а вы "иначе". Вы запрограммированные люди. С вами, как с компьютером, можно общаться только определённым набором команд. Порой, мне очень трудно сформировать этот набор, потому что тогда я не смогу в полной мере выразить то, что хочу выразить.
Я потратил 5 лет на изучение религии Христа. Я не только читал Новый Завет, я разбирался, кто его писал, когда. Что Евангелий было на самом деле гораздо больше, чем 4. Кто сочинял псалмы, когда. Смотрел догматы католиков, протестантов помимо православия. Пытался понять, почему некогда Единая церковь раскалолась, и как на это смотрит Бог. Ваши "Азы" - это узкий периметр. У меня периметра нет. Я не брезгую ознакомиться не только с православием, и в этом есть насущная необходимость, потому что ответов на мои вопросы я не получаю.
Свернуть
Вера Федоровна, И Вам до свидания! Я скажу очень коротко о том, почему я смотрю на вещи "так", а вы "иначе". Вы запрограммированные люди. С вами, как с компьютером, можно общаться только определённым набором команд. Порой, мне очень трудно сформировать этот набор, потому что тогда я не смогу в по...
Развернуть
Вера Федоровна, И Вам до свидания! Я скажу очень коротко о том, почему я смотрю на вещи "так", а вы "иначе". Вы запрограммированные люди. С вами, как с компьютером, можно общаться только определённым набором команд. Порой, мне очень трудно сформировать этот набор, потому что тогда я не смогу в полной мере выразить то, что хочу выразить.
Я потратил 5 лет на изучение религии Христа. Я не только читал Новый Завет, я разбирался, кто его писал, когда. Что Евангелий было на самом деле гораздо больше, чем 4. Кто сочинял псалмы, когда. Смотрел догматы католиков, протестантов помимо православия. Пытался понять, почему некогда Единая церковь раскалолась, и как на это смотрит Бог. Ваши "Азы" - это узкий периметр. У меня периметра нет. Я не брезгую ознакомиться не только с православием, и в этом есть насущная необходимость, потому что ответов на мои вопросы я не получаю.
Свернуть
Христа не нужно изучать, его нужно полюбить, как самого дорого и близкого человека, если так можно выразиться... Когда Вы сможете, или хотя бы попытаетесь это сделать, тогда придет и понимание и ответы на Ваши вопросы... Ведь, по-хорошему, нельзя объяснить словами, что такое "любовь"... А Бог и е...
Развернуть
Христа не нужно изучать, его нужно полюбить, как самого дорого и близкого человека, если так можно выразиться... Когда Вы сможете, или хотя бы попытаетесь это сделать, тогда придет и понимание и ответы на Ваши вопросы... Ведь, по-хорошему, нельзя объяснить словами, что такое "любовь"... А Бог и есть Любовь, необъяснимая, и в то же время не требующая объяснений...Вся наша беда в том, что мы пытаемся понять Бога своим человеческим умом, а не сердцем, забывая при этом, что Бог не человек, его просто невозможно загнать в наши человеческие рамки, как нельзя объять необъятное... Как только мы впустим его в свое сердце и позволим ему там обосноваться, все наши вопросы и проблемы начнут разрешаться сами собой... Это не "запрограммированные слова" и не слова оголтелых фанатиков, это жизнь))) Главное верить и не сомневаться, потому что Бог - это аксиома не требующая доказательств, если выражаться Вашим языком... Вера двигает горами, а смелость города берет... Верьте и по вере Вашей будет Вам... Всего Вам доброго и удачи!
Свернуть