О молитве: внимание
1. Часто мысль повторяет слова молитвы, а ум не сопутствует ей, не устремляет ока своего к Богу, к Коему и обращается беседа в молитве, но незаметно уклоняется в другие какие-либо помышления... Тогда душа является неустроенною и как бы бессознательною; ибо ум ее блуждает в каких-либо мечтаниях и кружится или в том, к чему невольно увлекаем и чем украдаем бывает, или в том, к чему сам произвольно отходит. Когда же в душе нет молитвенного строя, когда молящися не сознает даже, пред Кем молится и о чем молится, как усладится ему молитва его? Как обвеселится молитвою душа, кто вид только имеет молящегося, а не истинную в себе учреждает молитву? (Феолипт Филадельфийский)
Если кто устами творит молитву, а ум его кружится, какая польза? Когда один созидает, а другой разоряет, ничего из этого, только труды. (Григорий Синаит)
2. Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы; но держа неисходно ум в душе, взывай к Господу Иисусу. (Григорий Синаит)
3. Когда ум во время молитвы не воображает ничего мирского, значит, он окреп. (Авва Евагрий)
4. Когда демоны увидят, что кто-либо имеет усердие и ревность молиться, как должно, то влагают ему мысли о чем-либо, будто нужном (и отходят) а спустя немного опять возбуждают...
Когда станет на молитву, они напоминают ему, о чем он помышлял и чего доискивался, чтобы ум, подвигшись опять к узнанию (нерешенного прежде), сделал молитву бесплодною. (Нил Синайский)