Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Интервью митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея журналисту Александру Коллиопуло для газеты г. Патры «Эклесиологос»
Συνέντευξη στόν Δημοσιογράφο Ἀλέξανδρο Κολλιόπουλο γιά τήν Ἐφημερίδα «Ἐκκλησιολόγος» Πατρῶν
1.Вопрос: Ваше Преосвященство, если вы согласитесь, то мы хотели бы начать беседу по некоторым актуальным темам. Многие люди обеспокоены тем, что предстоит соединение Православной Церкви с Папистами без оговорок и условий. Мы Вас просим нас просветить относительно того когда и насколько возможно наше соединение с западными христианами? Существуют ли, как утверждают и в церковном окружении «красные линии», которые могут быть нарушены, но то тогда мы можем говорить о предательстве веры?

Ответ: Мы всегда в Церкви молимся о соединении Церквей, в особенности «о единстве веры и общении во Святом Духе». Конечно, во время Божественной литургии свт. Василия Великого мы просим Бога, сразу же после преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову : «расточенныя собери, прельщенныя обрати, и совокупи Святей твоей Соборней и Апостольстей Церкви», то есть мы молимся о обращении к Церкви впавших в заблуждение. Невозможно нам молиться этими словами на Божественной литургии и на деле стремиться к единству без границ и условий, без того чтобы не сталкиваться нам с вероучительными вопросами. lex orandi самым тесным образом связан с lex credendi.

Старец Софроний из Эссекса мне говорил, что тот, кто говорит о «соединении Церквей» вне хранения фундаментальных православных и экклесиологических основ, то есть хранения догматов, тот не знает ни высоты православного богословия, которым является обожение, ни той глубины в которую ниспали Папизм и Протестанты при удалении их от богословия Пророков, Апостолов и Отцов, от Откровения Самого Христа, бесплотного и воплощенного Слова.

Итак, если не противостоять богословски ереси о actus purus, то есть еретическому мнению о том, что в Боге нетварная сущность отождествляется с нетварной энергией, откуда проистекает взгляд о связи Бога с тварным человеком посредством тварных энергий, то невозможно вести разговор о так называемом «соединении Церквей». Из этой ереси происходят и все остальные ереси, среди которых и filioque, и непогрешимость и первенство Папы и др.


2.Вопрос: К актуальным относится и второй вопрос: Действительно ли, что из-за законопроекта о расизме, который обсуждался, проповедники Церкви не могут обличать грехи, какими являются гомосексуализм, и не отмечать того, что религии, как например ислам, не являются путем ко спасению людей? Не перестанет ли Церковь являть вечную истину Евангелия и Отцов?

Ответ: Церковь ни кем не связана для того, чтобы говорить истину, и даже законом. Святые на протяжении веков исповедовали истину, проповедовали покаяние, являли учение Христа. Во времена идолопоклоннической Римской империи Апостолы, Отцы и Мученики приносили в жертву свои жизни, потому что не хотели применять те государственные законы, которые противны воле Божией.

Конечно, и нам всем необходимо иметь дух исповедничества, который, к сожалению, в современных христианах-духовенстве и мирянах умалился. Нам необходимо иметь и некое рассуждение, для того чтобы различать православное исповедание веры от запальчивости, свидетельства веры смешанного с политическими целями. Исповедание веры для того, чтобы оно было истинным, оно должно проистекать от чистого сердца и главным образом из любви к Богу и людям.


3.Вопрос: Уже прошло пять лет с начала экономического кризиса, который наказывает наше Отечество. Видите ли Вы, чтобы государство и народ осознали то, что кризис имеет причины нравственные и духовные? Удостоверяетесь ли Вы в том, что имеется возвращение к жизни, которую предлагает Церковь? Если же нет никакого изменения, то до чего мы можем докатиться?

Ответ: Кризис, как подчеркивалось многими и не раз, стал общей проблемой, и действительно имеет нравственные и духовные причины. Большинство людей предпочитают вести себя эгоистично вопреки общему благу, обладая честолюбием и корыстолюбием, не руководствуясь богочестием и человеколюбием, отличаясь процветанием у них потребительства, а не подвижничества сообразно Евангелию, у них доминирует протестантская этика, а не православная аскетика. Там то и находится проблема.

Сегодня в том образе, в котором выстраивается общество, доминирует так называемая капитализм-кефалократия, который является «религией сребролюбия-алчности» при «предпочтении и приоритете денежной выгоды», «права личной собственности», «приоритете индивидуалистических интересов». Эта «религия алчности-сребролюбия» имеет свои собственные «храмы», которыми являются так называемые рынки, имеет своих собственных «апостолов и священников», которыми являются биржевые маклеры, финансисты и экономисты, имеет свое собственное «евангелие», которое убеждает людей в необходимости накопления материальных благ, и имеет своих собственных «сторонников-поклонников», которыми являются потребители.

Итак, вопрос нами обсуждаемый является непростым и состоит не в том, чтобы нам дать некую пищу для народа, хотя нам это и необходимо делать, но нам необходимо бороться за то, чтобы ниспровергнуть эту «религию сребролюбия-алчности», которая имеет «дух капитализма». Если же этого не будет делать Церковь, тогда она будет утверждать систему распада и антиевангельский образ мышления. Лично я верю, что та проблема, которая терзает наше Отечество, является, прежде всего, геополитической, то есть она связана с политическими и экономическими выгодами великих стран в этом регионе. Но мне хотелось бы остановиться на богословской причине, которой является антиевангельская жизнь.


4.Вопрос: Как может Церковь вдохнуть подлинное благоухание жизни в человека, которым является святость, дабы всякий мог бы ощутить некое восхождение в вечность, напряженность и беспокойство нашей эпохи?

Ответ: Это произойдет тогда, когда мы, духовенство, во всей глубине постигнем евангельский этос и обретем сознание Отцов, когда мы будем применять в нашей жизни определения, высказанные в словах Христа. Сегодня мир нуждается в духовенстве с подвижническим образом жизни, православной жизнью, духом Отцов и мучеников.

Это мы действительно видим в «священной истории», которую составляют синаксари Церкви, то есть жития Святых, тропарях богослужения, внутреннем свидетельстве Божественной литургии. Если же мы будем вдохновляться этой «священной историей» Церкви, тогда мы сможем приблизиться и приобщиться к тем, кого ищем. К сожалению, ежедневно мы воспеваем песнопения мученикам и аскетам, входя в храм мы видим достигших святости лиц, но образ нашей жизни весьма отличается от их собственного.

Наконец я скажу, что я верю в то, что православный исихазм и православный образ жизни в трезвении является тем, что указывает людям на метод достижения святости, на тот способ, с помощью которого мы живем учение Христа и свидетельство Церкви, «что такое» христианская жизнь, реальность, которая для всех христиан имеет силу, соблюдающих аналогии. Мы обыкновенно ограничиваемся сознанием «что» есть Бог, но не стараемся познать «как» соединиться с Ним. Это «как» необходимо сегодня нести Церкви людям, которые испытывают в этом нужду.


5.Ἐρώτηση: Σεβασμιώτατε, τό βιβλίο πού σᾶς ἔκανε γνωστό σ' ὅλον τόν κόσμο εἶναι «ἡ Ὀρθόδοξη Ψυχοθεραπεία». Вопрос: Владыка, книга, которая сделала Вас известным во всем мире это "Православная психотерапия". Πέστε μας τί σημαίνει ὁ ὅρος αὐτός καί ἄν ἡ ἐφαρμογή αὐτῆς τῆς ψυχοθεραπείας καταργεῖ τήν θεραπευτική ἀγωγή. Скажите нам, что термин означает этот термин и отменяет ли использование этой психотерапии лечение.



Ἀπάντηση: Δέν εἶναι τό μόνο γνωστό βιβλίο μου στόν κόσμο, ἀφοῦ πολλά βιβλία μου ἔχουν μεταφρασθῆ, μέ πρωτοβουλία τῶν ἰδίων τῶν μεταφραστῶν σέ ὁλόκληρο τόν κόσμο καί μάλιστα σέ 24 γλῶσσες. Ответ: Это не единственная моя книга, которая известна во всем мире, поскольку многие мои книги переведены по инициативе самих переводчиков во всем мире и даже на 24 языка.Πολλές φορές διερωτῶμαι: τί εἶναι ἐκεῖνο πού κάνει τούς ἀνθρώπους ἀπό ὅλα τά Κράτη, τίς φυλές καί τίς Ἠπείρους νά ἐνδιαφέρωνται γιά νά μεταφράσουν τά βιβλία αὐτά. Много раз я задавался вопросом: что это такое, что заставляет людей из всех стран, рас и континентов заинтересовываться переводом этих книг. Νομίζω εἶναι ἡ ἐπικαιρότητα τῆς ὀρθοδόξου διδασκαλίας καί κυρίως τῆς ἡσυχαστικῆς παραδόσεως πού κάνει λόγο γιά τήν μέθοδο πού μποροῦμε νά χρησιμοποιήσουμε γιά νά γνωρίσουμε τόν Θεό καί νά γίνουμε πραγματικά ἄνθρωποι. Я думаю, что актуальность православного учения и главным образом исихастской традиции, которая говорит о том методе, который мы можем использовать для познания Бога и в действительности становиться людьми.

Εἰδικά τό βιβλίο αὐτό πού ἀναφέρατε, μέ τίτλο «Ὀρθόδοξη Ψυχοθεραπεία», στήν πραγματικότητα παρουσιάζει τήν νηπτική καί ἡσυχαστική παράδοση τῆς Ἐκκλησίας πού κάνει λόγο γιά τήν θεραπεία τῶν λογισμῶν, τῶν παθῶν, τοῦ νοῦ, τῆς καρδίας κλπ. Μάλιστα, τό ἀμέσως ἑπόμενο βιβλίο ἀπό αὐτό εἶναι τό βιβλίο μέ τίτλο «Ἡ ἰατρική ἐν πνεύματι ἐπιστήμη» καί εἶναι ἡ πρακτική ἐφαρμογή τοῦ πρώτου. Особенно это касается этой книги, которая называется "Православная психотерапия", в которой на самом деле представляется традиция Церкви исихазма и трезвения, которая говорит о терапии помыслов, страстей, ума, сердца и т.д. Действительно, следующая за этой книгой стоит книга «Медицина в духе науки» и является практическим применением первой. Καί τά δύο αὐτά βιβλία δείχνουν τήν ἐπικαιρότητα τῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας, πού ξεπερνᾶ τά προβλήματα πού προέρχονται τόσο ἀπό τόν ὀρθολογισμό-σχολαστικισμό, ὅσο καί ἀπό τόν ἠθικισμό πού βασανίζουν τούς δυτικούς ἀνθρώπους. Обе эти книги показывают актуальность Православной Церкви, которая преодолевает проблемы, имеющие своим источником рационализм-схоластику, так и морализм, которые буквально мучают западных людей.

Βεβαίως, ἡ ὀρθόδοξη ψυχοθεραπεία δέν μπορεῖ νά καταργήση τήν ἐπιστήμη, καί τίς νευρολογικές ἀνάγκες τῶν ἀνθρώπων. Конечно, православная психотерапия не может отменить науку, и неврологические потребности людей. Ἁπλῶς οἱ Πνευματικοί Πατέρες πρέπει νά συνεργάζονται μέ τούς εἰδικούς ἰατρούς. Просто духовные отцы должны сотрудничать со специалистами в области медицинской науки.



6.Ἐρώτηση: Ἡ ἐργασία σας γιά τήν Ἀποκάλυψη τοῦ Ἰωάννου ἀπεκάλυψε κάποιες ἀναλογίες, πού ἔχει ἡ Ἀποκάλυψη μέ τήν Θεία λειτουργία πού βιώνουμε κάθε Κυριακή. Вопрос: Ваша работа, посвященная Откровению Иоанна Богослова, раскрыла существование некоторых аналогий, которые имеются как в Откровении, так и Божественной литургии, которую мы переживаем каждый воскресный день. Мы хотели бы Вас попросить в вкратце их перечислитьΣᾶς παρακαλοῦμε νά τίς ἀπαριθμήσετε ἔστω ἐπιγραμματικά, γιατί πιστεύουμε ὅτι αὐτή ἡ προσέγγιση φυγαδεύει τόν φόβο γιά τό μέλλον τῆς ἱστορίας., потому что мы считаем, что такой подход помог бы избежать страха перед будущим истории.

Ἀπάντηση: Μελετῶ γιά πολλά χρόνια τήν Ἀποκάλυψη τοῦ ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου, πολλές φορές ἔκανα ἑρμηνευτικές ἀναλύσεις σέ ὁμιλίες πρός τούς ἀνθρώπους. Ответ: На протяжении многих лет я изучаю Откровение Иоанна Богослова, много раз я проводил истолковательный (герменевтический) анализ этой книги в своих беседах, обращенных к людям. Со временем я убедился в существовании двух важных моментов.

Τό πρῶτον, ὅτι ὅσα εἶδε ὁ Εὐαγγελιστής Ἰωάννης καί κατέγραψε στήν Ἀποκάλυψη ἐπηρέασαν σέ μεγάλο βαθμό τήν λειτουργική καί λατρευτική πράξη τῆς Ἐκκλησίας, τήν εἰκονογραφία καί γενικά τίς ἐκκλησιαστικές τέχνες, ὅπως γιά παράδειγμα τό σύνθρονο, τήν Ἁγία Τράπεζα μέ τά λείψανα τῶν μαρτύρων, τήν ψαλμωδία κλπ. Первый, то, что увидел Евангелист Иоанн и записал в книге Откровения, переживалось Церковью во всей глубине ее литургической и богослужебной жизни, иконографии, а главным образом в церковном искусстве, как например жертвенник, престол, священный алтарь с мощами мучеников, песнопения и т.д.

Τό δεύτερον σημεῖο εἶναι ὅτι αὐτά πού εἶδε ὁ Εὐαγγελιστής Ἰωάννης εἶναι ἡ οὐράνια λατρεία, ἡ οὐράνια θεία Λειτουργία, ὅπου ἀνυμνεῖται ὁ καθήμενος ἐπί τοῦ θρόνου καί τό «ὡς ἐσφαγμένον ἀρνίον» ἀπό τούς Πρεσβυτέρους, τά ζωντανά ὄντα, τούς ἀγγέλους, τούς μάρτυρας, τούς ὁσίους. Второй момент заключается в том, что то, что видел Иоанн Богослов является небесным богослужение, небесной Божественной литургией, где воспевается сидящий на престоле и совершают поклонение старцы как «закланному Агнцу», суть живущего для ангелов, мучеников и преподобных. Все повествование книги Откровения указывает на некую схему небесной Литургии и на то, что происходит вне ее, во время так называемой антилитургии. В Божественной литургии воспевается Агнец Его друзьями, а на антилитургии главенствует зверь с его сторонниками. Окончательное завершение состоит в победе Агнца над зверем и его последователями, и что те, кто связаны с Христом, уже теперь становятся причастниками Божественной литургии, а это и является первым воскресением. И они движутся ко второму вокресению – таинственному браку с Агнцем, новому творению, новому Иерусалиму.

Πάντως, ὅταν διαβάση κανείς προσεκτικά τήν Ἀποκάλυψη μέσα ἀπό αὐτήν τήν προοπτική μπορεῖ νά δῆ ὅτι αὐτό τό ἱερό βιβλίο ἔχει ἐπηρεάσει τήν διάταξη τῆς θείας Λειτουργίας πού γίνεται στούς Ἱερούς Ναούς, καί θά διαπιστώση ὅτι ἡ θεία Λειτουργία εἶναι «σύνοδος οὐρανοῦ καί γῆς», οὐρανίων καί ἐπιγείων, ζώντων καί κεκοιμημένων. Тем не менее, когда кто-то внимательно читает Откровение, то в этой ретроспективе он может увидеть, что эта священная книга повлияла на чин Божественной Литургии, которая совершается в наших храмах, и вы сможете убедиться в том, что Божественная литургия является «собором неба и земли» небесных и земных, живущих и усопших.



7.Ἐρώτηση: Ἄν ἰσχύει τό Πατερικό ὅτι ὁ σκοπός τῆς Ἀγωγῆς καί τῆς Παιδείας εἶναι ὁ σκοπός τῆς ζωῆς, τότε πῶς τό πέτυχε ὁ Ἅγιος Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός πού ἐφέτος ἑορτάσαμε τά 300 χρόνια ἀπό τή γέννησή του; Вопрос: Насколько согласно святым Отцам утверждение, что цель жизни состоит в получении воспитания и образования, и как тогда смог в этом преуспеть св. Косма Этолийский, чей 300-летний юбилей со дня его рождения мы праздновали в этом? И о нем Вы, г-н ИерофейἹερόθεε, γράψατε πολύ ἐδιαφέροντα κείμενα καί τί πρέπει νά γίνει σήμερα;, пишете очень интересные статьи, что же сегодня должно произойти?



Ἀπάντηση: Φυσικά ἰσχύει ὅτι ἡ ἐκκλησιαστική ἀγωγή καί ἡ Παιδεία συνδέεται στενά μέ τόν σκοπό τῆς ζωῆς τοῦ ἀνθρώπου πού εἶναι ἡ θέωση. Ответ: Естественно некоторые утверждают, что церковное воспитание и образование самым тесным образом связаны с целью жизни человека, которым является обожение. Человек создан по образу и по подобию Божию. Я предпочитают быть приверженным этой терминологии Священного Писания и Святых Отцов нежели использовать этот туманный и гуманистический термин «достоинство человеческой личности». Конечно, необходимо защищать права человека, но что касается позиции Церкви, мы не можем пренебрегать и недооценивать библейский и святоотеческий термин «по образу Божию» и «по подобию Божию» и жертвовать им самим ради некой компетентности человеческих прав.

Αὐτά δίδασκε ὁ ἅγιος Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός, ὁ ὁποῖος ἦταν καρπός τῆς ἐκκλησιαστικῆς παραδόσεως, ὅπως τήν βρῆκε στό οἰκογενειακό του περιβάλλον καί στό Ἅγιον Ὄρος. Так учил святой Косма Этолийский, который является детищем церковной традиции, которую мы имеем и семейной атмосфере и на Святой Горе. Позволю себе заметить, что если мы хотим дать некую оценку святому Косме Этолийскому, то нам следует его наименовать святогорцем, потому что он был выразителем жизни святой Горы, а не просвещения, как его понимали в Европе. Святой Косма был не просто образованным монахом или миссионером, но Ὁ ἅγιος Κοσμᾶς δέν ἦταν ἁπλῶς λόγιος μοναχός ἤ ἱεραπόστολος, ἀλλά προφήτης, ἰσαπόστολος, ἅγιος, θεούμενος, μάρτυρας.пророком, равноапостольным святым, достигшим обожения, мучеником. Это нашло свое отражение в его учении, смерти мученической кончине. С помощью Космы Этолийского мы можем увидеть, что такое церковная жизнь, что такое православное образование, что такое святогорская жизнь.



8. Вопрос: В Ваших последних статьях Вы Крест связываете с Воскресением. Возможно ли нам пережить эту связь и как это может происходить, так что кто-либо, восходя на Голгофу, должен ожидать Воскресение?

Ответ: Некоторые богословы утверждают, что западное богословие преимущественно выделило Крест Христов, в то время как православное богословие преимущественно выделяет Воскресение Христа, а Православная Церковь является Церковью Воскресения. Эта точка зрения является богословски ошибочной, проводится некое разделение между Крестом и Воскресением. Нет Креста без Воскресения, ни Воскресения без Креста.

В Православной Церкви и богословии не существует разделения между Крестом и Воскресением, поэтому то мы и поем: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим». Это мы можем увидеть во всем богослужении Церкви и ее жизни.

Например, Божественная Евхаристия это не просто опытное переживание Пасхи, но и Голгофская жертва, это крестовоскресная жизнь. То есть, любой человек ощущает радость Воскресения во всей глубине, когда он соучаствует в Кресте Христа, в борьбе против страстей, смерти и дьявола. Не может видеть победоносную атмосферу Божественной Евхаристии тот, кто не соучаствует в а аскетической жизни Церкви. Это-то и означает переживание таинства Креста и Воскресения Христова. Метапатристическое богословие говорит о Божественной литургии как царстве Божием, при этом в то же время оно совсем не видит молитву Христа в Гефсиманском саду и мук Креста.

Наконец, таинство Воскресения одновременно является и славой Креста. Именно в этой ретроспективе мы взираем на православную церковную жизнь и обретаем подлинное православное сознание и опыт.
Декабрь 2014 года.
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», декабрь 2014г.
=================================================­==

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Свеча

    Сообщество