Фрагмент книги А.И. Осипова "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея"
6: 24. Не можете служить Богу и мамоне.
«Мамона – сирийское божество, которое почитали как бога-покровителя земных сокровищ и благ или вообще богатства (как Плутос у греков)». Слова Христа указывают на принципиальную несводимость двух мировоззрений: христианского, призывающего человека к духовному развитию, святости и подготовке к вечности в Боге, – и материалистического, видящего смысл человеческой жизни в достижении максимального комфорта (мамоны) в земной жизни. Этот материализм, возведенный идеологами еврейского народа на уровень религиозного, занял фактически уже во время пришествия Христа место ветхозаветной религии. Такая подмена Бога сатанинской идеей земного царства (Мф. 4: 3–9) явилась причиной отвержения пришедшего Мессии, заявившего: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18: 36).
6: 25–26, 28–32. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Cлова Христа не заботьтесь – по-гречески μη μεριμνάτε – означают не «ничего не делайте», а – «не терзайтесь» душой, не отдавайте все силы на заботу об этом, не беспокойтесь сверх необходимого о земных нуждах, как это делают язычники-материалисты (Мф. 6: 32), не знающие Бога.
Они указывают на то, что́ должно быть главным в жизни человека, и призывают не переживать по поводу житейских проблем, ибо Господь никого и ничто не оставляет без Своей помощи.
О том, как нужно верующему соотносить внешние труды и подвиги с духовными, мудро сказал святитель Игнатий: «Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей» (Приношение современному монашеству. Гл. 35). Преподобный Пимен Великий поэтому подчеркивал: «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти» (Отечник. 1104).
Проблема заботы существует и в отношении церковной деятельности. Увлечение проблемами земной жизни общества неминуемо приводит Поместную Церковь к омирщению и утрате ею единственной цели своего существования – исцеления души человеческой от губительных страстей. Яркий пример такой деградации – Римская Церковь, которая была первой в православии, но перестала, по уверению святых отцов, вообще быть Церковью (см. далее комментарий на Мф. 16: 18, 19).
И хотя Христос предупредил: никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24), в настоящее время омирщение христианства широким потоком охватило не только Запад, но и Православные Церкви.
Об этой беде в XIX веке писал А.С. Хомяков: «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями... Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Ф.М. Достоевский в «Повести о великом инквизиторе» прекрасно показал, к какому отступлению от Христа привело омирщение католицизма (естественно, и протестантизма).
Но по духовному закону «Дух творит себе формы» омирщение Поместной Церкви приводит не только к внутренней ее деградации, но и внешнему ее разрушению, а с ней и к трагедии всего народа. Об этом наглядно свидетельствуют как многие трагические события на Западе, так и катастрофа в России 1917 года.
6: 27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
Возможно, на арамейском языке, который нередко использовал Господь, слово, переведенное на греческий язык как πηχυν, имело другое значение – не локоть, но что-то другое, очень небольшое по размерам. Поскольку далее Он сказал: Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12: 26.)