Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Немая церковь.

Немая цер­ковь

Давным-давно жил один святой старец, кото­рый много молился и часто скор­бел о грехах чело­ве­че­ских. И стран­ным ему каза­лось, почему это так бывает, что люди в цер­ковь ходят, Богу молятся, а живут всё так же плохо, греха не убы­вает. «Гос­поди, — думал он, — неужели не внем­лешь Ты нашим молит­вам? Вот люди посто­янно молятся, чтобы жить им в мире и пока­я­нии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?»

Одна­жды с этими мыс­лями он погру­зился в сон. И чуди­лось ему, будто све­то­зар­ный ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землёй. По мере того как под­ни­ма­лись они выше и выше, всё слабее и слабее ста­но­ви­лись звуки, доно­сив­ши­еся с поверх­но­сти земли. Не слышно было более чело­ве­че­ских голо­сов, затихли песни, крики, весь шум сует­ли­вой мир­ской жизни. Лишь порой доле­тали откуда-то гар­мо­нич­ные нежные звуки, как звуки далё­кой лютни.

— Что это? — спро­сил старец.

— Это святые молитвы, — отве­тил ангел, — только они слы­шатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..

Ангел взгля­нул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри.

Далеко внизу вид­нелся боль­шой храм. Чудес­ной силой рас­кры­лись его своды, и старец мог видеть всё, что дела­лось внутри. Храм весь был полон наро­дом. На кли­росе виден был боль­шой хор. Свя­щен­ник в полном обла­че­нии стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — ска­зать было невоз­можно, ибо ни одного звука не было слышно. Видно было, как сто­яв­ший на левом кли­росе дьячок что-то читал быстро-быстро, шлёпая и пере­би­рая губами, но слова туда, вверх, не доле­тали. На амвон мед­ленно вышел гро­мад­ного роста диакон, плав­ным жестом попра­вил свои пышные волосы, потом поднял орарь, широко рас­крыл рот, и… ни звука! На кли­росе регент раз­да­вал ноты: хор гото­вился петь. «Уж хор-то, наверно, услышу», — поду­мал старец. Регент стук­нул камер­то­ном по колену, поднёс его к уху, вытя­нул руки и дал знак начи­нать, но по-преж­нему царила полная тишина. Смот­реть было уди­ви­тельно странно: регент махал руками, при­то­пы­вал ногой, басы крас­нели от натуги, тенора вытя­ги­ва­лись на носках, высоко под­ни­мая голову, рты у всех были открыты, но пения не было.

«Что же это такое?» — поду­мал старец. Он пере­вёл глаза на моля­щихся. Их было очень много, разных воз­рас­тов и поло­же­ний: муж­чины и жен­щины, ста­рики и дети, купцы и про­стые кре­стьяне. Все они кре­сти­лись, кла­ня­лись, многие что-то шеп­тали, но ничего не было слышно. Вся цер­ковь была немая.

— Отчего это? — спро­сил старец.

— Спу­стимся, и ты уви­дишь и пой­мёшь. — сказал ангел.

Они мед­ленно, никем не види­мые спу­сти­лись в самый храм. Нарядно одетая жен­щина стояла впе­реди всей толпы и, по-види­мому, усердно моли­лась. Ангел при­бли­зился к ней и тихо кос­нулся рукой. И вдруг старец увидал её сердце и понял её мысли.

«Ах, эта про­тив­ная почт­мей­стёрша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пья­ница, дети — обо­рванцы, а она форсит!.. Ишь выпя­ли­лась!..»

Рядом стоял купец в хоро­шей сукон­ной под­дёвке и задум­чиво смот­рел на ико­но­стас. Ангел кос­нулся его груди, и перед стар­цем сейчас же откры­лись его зата­ён­ные мысли: «…Экая досада! Про­де­ше­вил… Товару такого теперь нипо­чём не купишь! Не иначе как тысячу поте­рял, а может, и пол­торы…»

Далее вид­нелся моло­дой кре­стьян­ский парень. Он почти не молился, а всё время смот­рел налево, где стояли жен­щины, крас­нел и пере­ми­нался с ноги на ногу. Ангел при­кос­нулся к нему, и старец про­чи­тал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повад­кой, и рабо­той… Вот бы жену такую! Пойдёт или нет?»

И многих касался Ангел, и у всех были подоб­ные же мысли, пустые, празд­ные, житей­ские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что моли­лись.

— Теперь ты пони­ма­ешь? — спро­сил Ангел. — Такие молитвы к нам не дохо­дят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий дет­ский голо­сок отчёт­ливо про­го­во­рил:

— Гос­поди! Ты благ и мило­стив… Спаси, поми­луй, исцели бедную маму!..

В уголке на коле­нях, при­жав­шись к стене, стоял малень­кий маль­чик. В его глазах бле­стели слёзы. Он молился за свою боль­ную маму. Ангел при­кос­нулся к его груди, и старец увидел дет­ское сердце. Там были скорбь и любовь.

— Вот молитвы, кото­рые слышны у нас! — сказал ангел. С сайта Азбука веры.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СИМВОЛИК

    Сообщество

    ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

    Сообщество