Дети и взрослые в патриархальное время.
ссылка Первоначально воспитание совершалось внутри дома и имело трудовой характер. Патриархальный тип прослеживается в истории разных народов. Педагогические сюжеты часто встречаются на страницах Библии. Примеры добрых и любящих родителей юного Самуила, Даниила, история Иосифа, наставления сыновьям Сираха и Соломона отражают педагогические воззрения ветхозаветного Израиля. И по сей день сходный уклад жизни можно наблюдать у простых, «нецивилизованных» народов. В России крестьянство было носителем патриархальной семейственности до 20-х годов XX века, когда техническая революция и рост городов переменили облик деревни. Крестьянские дети понемногу обучались грамоте, некоторые способные «шли в люди», однако книжное учение не слишком ценилось. Крепкие руки, практическая смётка и добрая христианская совесть — вот на чем стояла крестьянская жизнь. Детей растили, сообразуясь в основном с семейными нуждами. Существовали представления, единые для каждого, — нормы морали, традиции, общественные повинности. Но в первую очередь порядок жизни в доме определялся членами семейного круга. Такое воспитание не было стандартизованным, оно допускало многообразие, как бы природный почерк семьи, и выглядело по-своему мудро и последовательно устроенным.
Обучение детей обусловливалось широким участием их в жизни взрослых. Для родителей естественно передавать жизненные навыки, а для детей — ориентироваться на практические примеры старших. Суровый характер жизни давал знать о себе. За время взросления дети видели больше наказаний и строгости, чем внимания и родительских ласк. Нельзя при этом сказать, чтобы отношение к ребенку было равнодушным. Фольклорные источники донесли до нас разнообразную народную культуру пестования. И по сей день молодые матери поют своим малюткам народные колыбельные, прочитывают потешки, прибаутки, побасенки, скороговорки, считалочки. Дитя называют здесь самыми нежными, самыми светлыми именами: «дитятко-родиминка», «ангелочек», «свет мой ясный», «душка-лапушка». Появление на свет младенца воспринимается как дар Божий:
Впоследствии, в годовом круге напряженных сезонных работ, отношения родителей с подросшими детьми приобретали более практический характер. Приобщать к работе начинали обычно с пятилетнего возраста. В 15 лет подросток считался уже полноценным работником. Девочки нянчили младших детей, пряли, пасли мелкую скотину и птиц, мальчики подсобляли отцу и носили завтраки в поле. На десятилетнюю дочь мать оставляла весь дом, стряпню и младших детей. Старшие братья и сестры держали себя с младшими как взрослые, учили и наказывали их.
Вспомним шестилетнего Власа, «мужичка с ноготок», героя некрасовского стихотворения. В трескучий мороз он и отец работают на заготовке дров: отец рубит, сын водит под уздцы лошадь к дому и назад, в лес. Поведение Власа выглядит настолько недетским, что останавливает на себе внимание автора. Мальчонка говорит грозно, шествует «важно, в спокойствии чинном». Финальная сцена колоритна. В подражание голосу отца Влас кричит лошади «басом»: «Ну, мертвая!» — и спешит уйти от надоедливых расспросов.
Природность условий, простота морали, единство занятий создавали основу для взаимопонимания поколений. В патриархальном домашнем космосе свое место имел каждый, даже ребенок. Его участие в происходящем было взаправдашним, это не было «существование, отложенное на потом» и «жизнь понарошку», как у многих современных детей и юношества, до 20-25 лет осваивающих всё новые знания и не совершающих ничего настоящего.
Автор: РОГОЗЯНСКИЙ Андрей
Художник: Федор Сычков
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей
- Священник